Перспективная модель тепловоза
В ОАО «Самарский научно-технический комплекс имени Н.Д. Кузнецова — успешно проводят испытания нового газотурбинного двигателя для грузовых магистральных тепловозов. В скором времени принципиально новый для железнодорожного транспорта двигатель будет установлен на опытном образце для проведения эксплуатационных испытаний на полигоне Куйбышевской железной дороги.
По словам первого заместителя начальника службы технической политики Куйбышевской дороги Андрея Егольникова, создание магистрального газотурбовоза по заданию ОАО «РЖД» было поручено отраслевому научно-исследовательскому институту в Коломне в рамках реализации плана научных исследований и опытно-конструкторских разработок на 2005-2006 годы. Генеральным подрядчиком по созданию ГТД стало ОАО -СНТК имени Н. Д. Кузнецова».
Для справки:
Самарский научно-технический комплекс имени Н.Д. Кузнецова образован в 1946 году и является ведущим предприятием в области разработки, освоения и производства двигателей для авиационной и ракетно-космической отраслей. Основными потребителями производимой продукции являются серийные моторо- и самолетостроительные предприятия. ОАО «СНТК имени Н.Д. Кузнецова» является пионером в области применения криогенного топлива для авиации. В настоящее время на предприятии осваивается производство двигателей, работающих на природном сжиженном газе, жидком водороде и керосине. В рамках конверсионной программы предприятие успешно выполнило разработки
газотурбинных двигателей для наземного применения.
По словам генерального конструктора Самарского НТК Дмитрия Федорченко, разработки газотурбинного двигателя для железнодорожного транспорта проводились в Советском Союзе и за рубежом в конце 40-х годов прошлого века. Первый газотурбовоз был создан в 1948 году в США, позднее в странах Европы. Первый отечественный газотурбовоз (опытный образец) был создан и начал эксплуатироваться в 1965 году в депо Льгов Московской железной дороги. Однако в силу отсутствия современных технологий и высокой степени затратности дальнейшие работы были прекращены. К тому же КПД газотурбовоза был значительно ниже по сравнению с тепловозом.
Основу криогенных двигателей составляет использование любого вида жидкого, газообразного топлива. И если природный газ уже давно применяется в автомобилях и авиации, то на других видах транспорта использование того же водорода — это серьезная проблема, связанная, прежде всего, с обеспечением безопасности. Известно, что водород взрывоопасен, хранить и транспортировать его можно только в жидком состоянии при очень низких температурах, близких к абсолютному нулю (минус 273 градуса по Цельсию).
По мнению ведущих специалистов предприятия, применение водорода в двигателях типа ГТД — это следующий этап в развитии промышленного применения криогенных видов топлива. Для широкого использования водорода в авиационной и транспортной сфере необходима мощная инфраструктура — заводы, магистральные трубопроводы и многое другое. В нашей стране пока такой инфраструктуры нет.
Все упирается опять же в разработку и финансирование программ по переводу бензиновой инфраструктуры к газовому топливу. Что касается железнодорожной специфики, очевидны преимущества нового подвижного состава. Одной заправки газотурбовоза сжиженным газом достаточно, чтобы преодолеть 1200 километров. Внедрение газотурбовоза позволит заменить устаревший парк грузовых магистральных тепловозов, значительно увеличить вес поезда, скорость движения и снизить себестоимость перевозок за счет применения альтернативных, более дешевых видов топлива.
В настоящее время газотурбинный двигатель для применения на железнодорожном транспорте мощностью 8,3 МВт изготовлен и проходит стендовые обкаточные испытания на полигоне предприятия. В сентябре 2006 года планируется провести эксплуатационные испытания на полигоне Куйбышевской железной дороги. По словам Дмитрия Федорченко, все узлы и агрегаты газотурбинного двигателя работают в норме и показывают высокую степень надежности.
Дмитрий ПОПОВ, Самара
«Куйбышевский железнодорожник»
№ 3 (9958) от 27.01.2006.
*