В ОАО «Самарский научно-технический комплекс имени Н.Д. Кузнецова — успешно проводят испытания нового газотурбинного двигателя для грузовых магистральных тепловозов. В скором времени принципиально новый для железнодорожного транспорта двигатель будет установлен на опытном образце для проведения эксплуатационных испытаний на полигоне Куйбышевской железной дороги.

По словам первого замес­тителя начальника служ­бы технической политики Куйбышевской дороги Андрея Егольникова, создание магис­трального газотурбовоза по заданию ОАО «РЖД» было пору­чено отраслевому научно-ис­следовательскому институту в Коломне в рамках реализации плана научных исследований и опытно-конструкторских раз­работок на 2005-2006 годы. Ге­неральным подрядчиком по со­зданию ГТД стало ОАО -СНТК имени Н. Д. Кузнецова».

Для справки:

Самарский научно-техни­ческий комплекс имени Н.Д. Кузнецова образован в 1946 году и является ведущим пред­приятием в области разработ­ки, освоения и производства двигателей для авиационной и ракетно-космической отрас­лей. Основными потребителя­ми производимой продукции являются серийные моторо- и самолетостроительные пред­приятия. ОАО «СНТК имени Н.Д. Кузнецова» является пионером в области применения крио­генного топлива для авиации. В настоящее время на пред­приятии осваивается произ­водство двигателей, работаю­щих на природном сжиженном газе, жидком водороде и керо­сине. В рамках конверсионной программы предприятие ус­пешно выполнило разработки

газотурбинных двигателей для наземного применения.

По словам генерального конструктора Самарского НТК Дмитрия Федорченко, разра­ботки газотурбинного двигате­ля для железнодорожного транспорта проводились в Со­ветском Союзе и за рубежом в конце 40-х годов прошлого века. Первый газотурбовоз был создан в 1948 году в США, позднее в странах Европы. Первый отечественный газо­турбовоз (опытный образец) был создан и начал эксплуати­роваться в 1965 году в депо Льгов Московской железной дороги. Однако в силу отсут­ствия современных технологий и высокой степени затратности дальнейшие работы были пре­кращены. К тому же КПД газотур­бовоза был значительно ниже по сравнению с тепловозом.

Основу криогенных двигате­лей составляет использование любого вида жидкого, газообразного топлива. И если при­родный газ уже давно применя­ется в автомобилях и авиации, то на других видах транспорта использование того же водоро­да — это серьезная проблема, связанная, прежде всего, с обеспечением безопасности. Известно, что водород взрыво­опасен, хранить и транспорти­ровать его можно только в жид­ком состоянии при очень низ­ких температурах, близких к абсолютному нулю (минус 273 градуса по Цельсию).

По мнению ведущих специ­алистов предприятия, примене­ние водорода в двигателях типа ГТД — это следующий этап в развитии промышленного применения криогенных видов топлива. Для широкого исполь­зования водорода в авиацион­ной и транспортной сфере не­обходима мощная инфраструк­тура — заводы, магистральные трубопроводы и многое другое. В нашей стране пока такой ин­фраструктуры нет.

Все упирает­ся опять же в разработку и фи­нансирование программ по пе­реводу бензиновой инфраструктуры к газовому топливу. Что касается железнодорож­ной специфики, очевидны пре­имущества нового подвижного состава. Одной заправки газо­турбовоза сжиженным газом достаточно, чтобы преодолеть 1200 километров. Внедрение газотурбовоза позволит заме­нить устаревший парк грузовых магистральных тепловозов, значительно увеличить вес по­езда, скорость движения и сни­зить себестоимость перевозок за счет применения альтерна­тивных, более дешевых видов топлива.

В настоящее время газотурбинный двигатель для приме­нения на железнодорожном транспорте мощностью 8,3 МВт изготовлен и проходит стендо­вые обкаточные испытания на полигоне предприятия. В сен­тябре 2006 года планируется провести эксплуатационные испытания на полигоне Куйбы­шевской железной дороги. По словам Дмитрия Федорченко, все узлы и агрегаты газотур­бинного двигателя работают в норме и показывают высокую степень надежности.

Дмитрий ПОПОВ, Самара

«Куйбышевский железнодорожник»

№ 3 (9958) от 27.01.2006.

*