Федеральная служба по надзору в сфере транспорта обратилась в Минтранс России с официальным предложением вернуть отмененное ранее лицензирование перевозок пассажиров автобусами для обеспечения собственных нужд юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

В общем ситуация такова, что интенсивность использования нелицензируемых автобусов в 10 раз меньше, чем лицензируемых. При этом количество ДТП и раненных в них людей при перевозке нелицензируемыми автобусами в 2005 году фактически сравнялось с аналогичными показателями на лицензируемом транспорте, а погибших стало больше в полтора раза.

Январь принес новые трагедии. Спустя 3 дня после тяжелой аварии в Краснодарском крае, унесшей жизни 21 человека, в Приморском крае на железнодорожном переезде в г. Находке автобус, перевозивший 28 работников акционерного общества, столкнулся с локомотивом, подававшим состав из 9 железнодорожных цистерн. В результате снова пострадали люди. На следующий день в Нижегородской области на несанкционированной ледовой переправе ушла под воду «Газель», принадлежащая частному лицу, перевозившая 14 человек, работающих вахтовым методом, 6 человек погибли. Все эти перевозки не подлежали лицензированию, так как осуществлялись для собственных нужд.

Когда в 2002 году отменили лицензирование этих перевозок, утверждалось, что рынок сам все отрегулирует. Мол, перевозчик не сможет оказывать некачественные услуги, иначе он потеряет пассажира, который уйдет к конкуренту. А кто же захочет оставаться без прибыли? Значит, перевозчики сами станут лезть из кожи, чтобы быть на рынке самыми лучшими, и поэтому нечего их лишний раз контролировать. В результате было отменено лицензирование деятельности по перевозкам пассажиров автобусами для собственных нужд.

— Таких автобусов сейчас в России порядка 400 тысяч — больше половины всех зарегистрированных, — рассказал корреспонденту «РГ» заместитель руководителя Ространснадзора Анатолий Воронин. — А в прошлом году отменили еще и лицензирование такси, то есть перевозок пассажиров легковым автотранспортом на коммерческой основе. И мы имеем право проверять их не чаще одного раза в два года. Получается, что, зарегистрировавшись как предприниматель, владелец автобуса не подлежит контролю за организацией перевозок пассажиров. Хотя наличие водителя и транспортного средства без обеспечения соответствующей организации и контроля перевозочного процесса недостаточно для его безопасности.

Ространснадзор с самого начала был категорически против отмены лицензирования в этой сфере деятельности. Но мы понятно — надзор все-таки, нас можно было заподозрить в преследовании каких-то своих интересов. Так ведь и добросовестные перевозчики были в недоумении и тоже выступали против. А теперь их голос звучит еще громче, так как беспредел, который творят на дорогах те, кому пошли навстречу, дальше терпеть нельзя. На рынок перевозок хлынул поток предпринимателей, которые делают ставку не на улучшение качества услуг в борьбе с конкурентами, а на «авось», стремясь всеми способами урвать сиюминутную выгоду. Экономя на расходах, они не занимаются, как это положено, организацией перевозочного процесса. Чтобы как можно меньше потратиться на зарплату, вместо опытных водителей набирают зачастую приезжающих на заработки из глубинки в крупные города с интенсивным движением. Например, при перевозке пассажиров в Москве примерно половина водителей — иногородние. Берут и новичков, недавно севших за руль и неизвестно кем обученных.

Не хотелось бы после трагедии задевать Краснодарский край, но нельзя не сказать о том, что в этом курортном регионе для собственных нужд, то есть без лицензии, работает каждый третий автобус. При этом относительный показатель аварийности у них в два раза выше, чем при перевозках пассажиров лицензируемыми автобусами. И получается, что люди, перевозка которых осуществляется автобусами для собственных нужд, а также приезжающие на отдых или отправляющие детей в оздоровительные лагеря, не имеют достаточных гарантий того, что их поездки будут безопасными.

На лицензируемом автотранспорте осуществляется контроль за выполнением требований при перевозках пассажиров, особенно детей. Перевозка при этом должна осуществляться на транспортном средстве, предназначенном для этого, только в светлое время суток, с включенным ближним светом фар, окна в салоне должны быть закрыты. В автобусе вместе с детьми должны находиться сопровождающие и т.д. На нелицензируемом автотранспорте такой контроль зачастую не осуществляется.

Приведу один из последних примеров. 6 января этого года в Томской области легковой автомобиль вышел на полосу встречного движения и столкнулся с автобусом, перевозившим учеников школы поселка Первомайский. Водитель легкового автомобиля погиб, дети получили серьезные травмы. Казалось бы, какая тут связь с лицензией? Дело в том, что автобус, перевозивший детей, принадлежит школе поселка Орехово и использовался для собственных нужд. При этом водитель непрерывного стажа работы в течение 3 последних лет не имел, стажировку на маршруте не проходил. Выехал с детьми в рейс в темное время суток. Регламентные работы по техобслуживанию автобуса не осуществлялись. Техсостояние его перед выходом на линию проверял работник, не имеющий специального образования.

Мне могут возразить, что в аварийности повинны не только автомобиль и человек, а еще и дорога. Согласен. Если на железнодорожном переезде автобус буксует на льду или дорога вообще находится в аварийном состоянии, то о какой безопасности можно говорить? Но по правилам маршрут перевозки должен быть обследован. При недостатках муниципальные власти дают распоряжение их закрыть до приведения в порядок. И никто не имеет права на них выезжать. А события последних дней показали, что эти правила во многом игнорируются.

Говоря о повышении качества и безопасности перевозочной деятельности через механизм лицензирования, я не могу не отметить, что и здесь есть нарушители транспортного законодательства. В прошлом году нами было выявлено около 180 тысяч нарушений лицензионных требований и условий. Более 1300 соискателям было отказано в выдаче лицензии, действие 2431 лицензии приостановлено, 905 лицензий аннулировано через суды, взыскано штрафов на сумму свыше 32 млн. рублей. Это позволило обеспечить снижение аварийности на лицензируемом автотранспорте на 14%.

Кстати, в Великобритании, Германии, Дании, Швейцарии лицензированию подлежат все виды перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, осуществляется контроль за выполнением лицензиатами лицензионных требований и условий, основными из которых являются профессионализм, деловая репутация перевозчика, финансовая состоятельность соискателя лицензии, а также пригодность мест базирования (автобаза, бокс, стоянка).

За нарушение этих правил должны нести ответственность владельцы лицензий, а не только водители. Вот тогда действительно будет обеспечен цивилизованный рынок, а следовательно, гарантированы качество и безопасность перевозок пассажиров.

«Российская газета» №16 (3982), 27.01.06

*