В пятницу исполняется 105 лет со дня выхода в первое плавание ледокола «Ермак». Об этом сообщили в пресс-службе Военно-Морского Флота. Ледокол «Ермак» был заложен на стапелях английской фирмы «Армстронг» в декабре 1897 года по заказу России. «Свое имя ледокол получил в честь казачьего атамана Ермака Тимофеевича, начавшего освоение Сибири», — сообщается в пресс-релизе. Это было первое в мире судно подобного класса, способное форсировать тяжелые льды двухметровой толщины.

«17 октября 1898 года корпус ледокола в торжественной обстановке был спущен со стапеля на воду. После заводских испытаний «Ермак» был принят от завода и в 1899 году вышел в первое плавание», — говорится в сообщении.

В тот год благодаря ледоколу навигация в петербургском порту началась необычайно рано — уже 17 апреля в порт пришел первый пароход. Вскоре на «Ермаке» впервые в мире нашло применение изобретение русского ученого Александра Попова — радиотелеграф.

«11 апреля 1900 года ледокол стянул с камней острова Гогланд новейший броненосец «Генерал-адмирал Апраксин», выброшенный на берег жестоким штормом. Спасение броненосца стоимостью в 4,5 миллиона рублей сполна оправдало все расходы на строительство «Ермака». А зимой ледокол освободил из ледового плена в Финском заливе пароходы и крейсер «Громобой», — отмечает пресс-служба.

Во время русско-японской войны «Ермак», преодолев лед в Либавском порту, провел эскадру контр-адмирала Небогатова на чистую воду, открыв ей путь на Дальний Восток. За первые 12 лет эксплуатации ледокол провел во льдах свыше тысячи суток.

После начала первой мировой войны ледокол-труженик был зачислен в состав Балтийского флота и продолжал осуществлять проводку кораблей и судов в Финском заливе. Когда в феврале 1918 года германские войска подошли к Ревелю, ледокол вывел из порта все способные двигаться корабли и привел их в Гельсингфорс. Вскоре в походе из Гельсингфорса в Кронштадт «Ермак» вместе с другими ледоколами провел 211 боевых кораблей, вспомогательных и торговых судов через Финский залив и тем самым спас все боевое ядро Балтийского флота.

После этого ледокол вернулся к мирной службе и в 1920-1930-х годах обеспечивал перевозки грузов на Балтике, в Арктике и Белом море. В феврале 1938 года он участвовал в эвакуации полярников станции «Северный полюс-1».

В октябре 1941 года «Ермак» вновь был мобилизован. Он участвовал в эвакуации гарнизона полуострова Ханко и островов Финского залива, проводил корабли для обстрела позиций врага, выводил на боевые позиции подводные лодки. В июне 1944 года ледокол был разоружен и возвращен Главному управлению Северного морского пути.

26 марта 1949 года в связи с полувековым юбилеем «Ермак» был награжден орденом Ленина. Ледокол был выведен из эксплуатации в 1964 году. А в 1974 году на смену «Ермаку» в плавание вышел новый ледокол с таким же именем.

РИА "Новости"

*