В ближайшее время Госдума рассмотрит во втором чтении проект федерального закона «О противодействии терроризму». В ноябре прошлого года президент познакомился с концепцией этого документа и одобрил ее. Новый законопроект придет на смену успевшему устареть закону «О борьбе с терроризмом» 1998 года. Создатели нового законопроекта посчитали, что понятие «противодействие терроризму» ничуть не слабее, а даже шире и объемнее, нежели более привычное «борьба», поскольку предусматривает и профилактику.

В документе будет наконец дано, как обещают создатели законопроекта, краткое, емкое и всем понятное определение терроризма. Напомним, что в законе 1998 года это определение занимало более одной машинописной страницы.

Новый законопроект предусматривает и возмещение вреда от действий террористов, определяет меры борьбы с финансированием террористических организаций — вплоть до конфискации имущества и замораживания счетов в банках. Не обойдена и чисто военная, тактическая сторона дела. В законопроекте определены алгоритм контртеррористической операции, признаки чрезвычайного положения и режима террористической опасности. Последний, на взгляд многих либеральных политиков, ущемляет права человека. Он действительно предусматривает ограничение некоторых конституционных прав гражданина. Этот режим может быть использован, например, если поступила информация о подготовке террористического акта в месте массового скопления людей. Некоторые ограничения будут наложены и на работу журналистов в месте контртеррористической операции.

Но главное в новом законопроекте другое: он нацелен на то, чтобы упреждать действия террористов, сделать их бессмысленными.

Поскольку в борьбу с терроризмом включены теперь практически все силовые структуры, для координации их действий будет создан антитеррористический орган. В соответствии с проектом закона таким органом должна стать Федеральная антитеррористическая комиссия. Но, возможно, орган будет назван иначе. Например, Антитеррористический национальный комитет. Главой нового органа будет назначенный указом президента председатель правительства, вице-премьер или кто-то из силовиков, чье ведомство станет основным. На плечи руководителя ляжет персональная ответственность и за предупредительную, аналитическую работу, и за проведение конкретных спецопераций. Руководитель сможет опираться на созданный оперативный штаб, который в случае необходимости (как говорят военные, при наступлении времени «Ч») превращается в штаб контртеррористической операции.

Действующий ныне закон предусматривает применение для противодействия терроризму лишь специальных служб. В свежем законопроекте есть ряд принципиально новых положений. В частности, вооруженные силы страны, которые готовились прежде всего к масштабным армейским и фронтовым операциям и ядерной войне, теперь могут быть задействованы в борьбе с террористами. Причем во всех трех природных сферах — на земле, в небе и на море. В проекте этой новой практике применения армии посвящена целая глава.

Военно-морским силам предписано бороться с пиратами во внутренних и территориальных водах, защищать объекты на морском континентальном шельфе, обеспечивать безопасность национального морского судоходства. Новый закон разрешает им преследовать террористов и под водой. В воздухе ВВС должны будут пресекать полеты бортов-нарушителей, если ясно, что они нацелены на важные военные и промышленные объекты, объекты ядерного комплекса, жизнеобеспечения. Перечень таких объектов утвердит президент. И конечно, пресекать полеты воздушных судов, захваченных террористами. При этом все действия военных дежурных сил, как предполагается, будут расписаны отдельным постановлением правительства и детализированы ведомственными приказами. Вооруженные силы по новому закону могут применяться как внутри России, так и за ее пределами. Во втором случае отмашку может дать лишь верховный главнокомандующий.

С появлением нового, базового закона придется внести поправки еще в 14 законодательных актов, в частности в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Административный кодексы, в закон о средствах массовой информации и т.д. Эти изменения будут внесены сразу после второго чтения базового законопроекта.

Но уже сегодня военные готовятся к тому, что им придется создавать специальные контртеррористические подразделения в округах и на флотах. Скорее всего на базе десантных подразделений или спецназа Главного разведывательного управления Генштаба. Видимо, этим армейским и флотским подразделениям впервые будет разрешено применение оружия, техники и средств с приставкой «спец». В России такие средства уже выпускаются и используются специальными службами. В частности, ЗАО «Дедал» выпускает прицелы дневного и ночного видения, продукция компании «Центр речевых технологий» позволяет идентифицировать человека по голосу, оборудование ООО «Системы папиллон» — по отпечаткам пальцев, ладоней и зрачкам глаз, техника «Барс International» — по фотографии, причем даже хирургическое изменение внешности не спасет от разоблачения. Компания «Микролайт» выпускает системы невидимой подсветки, «Ареопаг-М» — полиграфы, или «детекторы лжи». Средства индивидуальной защиты, бронежилеты, защитные костюмы саперов изготавливает ЗАО «Форт-технология».

Российские производители имеют возможность поставлять специальное оружие и специальные технические средства и иностранным заказчикам. Два года назад госпосредник в торговле оружием — Федеральное государственное унитарное предприятие «Рособоронэкспорт» и ОАО «Научно-технический центр «Содружество МВД РФ» заключили договор, по которому НТЦ предоставляет торговцам оружием оборудованные выставочные помещения, оказывает помощь в организации показов иностранным заказчикам средств и оружия антитеррора. Такие показы теперь проходят в самом центре Москвы, рядом с метро «Китай-город». Раньше тематические показы и презентации спецтехники проводили в разных местах, как правило, на окраинах столицы.

На новом месте одних только представителей дипкорпуса здесь побывало уже 40 делегаций, не обходят зал и представители иностранных разведок и контрразведок, специалисты служб безопасности президентов различных стран. Вообще выставки организуются в зависимости от интересов иностранных заказчиков, все показы носят закрытый характер и проходят под наблюдением службы защиты информации РОЭ. В зависимости от заказа привлекаются подразделения ФСБ и МВД России, российские предприятия, изготавливающие средства антитеррора: системы защиты важных объектов, оснащение разведывательных и контрразведывательных органов, пограничной охраны и т.п.

Антитеррористическое оружие в общем объеме российской военной торговли занимает все более значимое место, прибыль от продаж растет. Однако важнее тут другое: торговля оружием антитеррора — политическое направление, поскольку работа идет с иностранными спецслужбами. Задача россиян — завоевать новые рынки, которые традиционно были сферой влияния наших противников и конкурентов. И это удается — российские спецсредства и спецоружие зачастую не имеют аналогов или качественно превосходят лучшие зарубежные образцы, при этом выгодно отличаясь ценой.

Экспортные поставки спецоружия и спецсредств — одно из наиболее интенсивно развивающихся направлений работы«Рособоронэкспорта». Это связано в том числе и с функционированием выставочного зала. Объем заявок на просмотр и число делегаций увеличились в разы, выросло и количество контрактов. Российские предприятия получают новые заказы и активно продвигают свою продукцию на мировой рынок. Среди заказчиков практически все страны Юго-Восточной Азии, две трети государств Арабского Востока, некоторые страны Латинской Америки. Гостям показывают большой перечень специальных технических средств и спецоружия. На полигоне в подмосковном Климовске гости могут и пострелять из всех видов оружия, там же заканчивается строительство уникального закрытого бассейна для демонстрации подводного оружия. Но все начинается с зала в центре Москвы. Представители «Рособоронэкспорта» уверяют, что готовы наращивать экспорт специальных технических средств и спецоружия. Так что новый закон о противодействии терроризму с точки зрения оснащенности спецсредствами страна встречает в гораздо более подготовленном состоянии, чем с точки зрения эффективности спецслужб или социального развития регионов, остающихся наиболее уязвимыми для террористических атак.

Николай ПОРОСКОВ

Время новостей

N°13

27 января 2006

Время новостей

***