Российский автопром, возможно, опять ждут перемены: как стало известно “Ведомостям”, “АвтоВАЗ”, “Камаз” и ГАЗ могут объединить в национальную автомобилестроительную корпорацию. Так предлагает поступить глава Роспрома Борис Алешин — чтобы отечественные заводы получили шанс “в неравном бою” с иностранными.

По данным Росстата, в 2005 г. отечественные автозаводы продали 1,1 млн шт. легковых, 206 537 грузовых автомобилей и 78 200 автобусов. Причем, по данным PricewaterhouseCoopers, рынок легковых автомобилей составил 1,7 млн шт., из них 730 000 – импортируемые иномарки, 150 000 – иномарки российского производства. В 2005 г. “АвтоВАЗ” произвел 721 500 машин. Выручка по МСФО в 2004 г. – 160,5 млрд руб. ГАЗ продал 40 662 легковых автомобиля, 17 138 грузовиков, 13 254 автобуса. Выручка по МСФО за девять месяцев составила 62,39 млрд руб., чистая прибыль – 2 млрд руб. В 2005 г. “Камаз” продал 32 282 грузовых автомобиля на 42,722 млрд. руб.

В конце декабря прошлого года под контроль ФГУП “Рособоронэкспорт” перешел “АвтоВАз”, и это побудило чиновников по-новому взглянуть на всю отрасль. За концепцию развития автопрома взялся руководитель Федерального агентства по промышленности (Роспром) Борис Алешин. “Неуклонный рост продаж на российском рынке новых импортных автомобилей превращает конкуренцию [отечественных и зарубежных автопроизводителей] в неравный бой”, — пишет в письме Владимиру Путину глава Роспрома . Помочь заводам, по мнению Алешина, может только государство. Президент с доводами Алешина согласился, и теперь Минпромэнерго, Минэкономразвития и Минфин должны до 20 февраля доработать концепцию и представить свой доклад президенту.

Роспром просит выделить автопрому из бюджета инвестиции в НИОКР и в смежные производства двойного назначения ($2 млрд) и госгарантии по кредитам до 2010 г. ($3 млрд). А еще Алешин предлагает создать “многопрофильную диверсифицированную корпорацию”, выпускающую полную линейку легковых, грузовых автомобилей и автобусы. Эта компания должна “занять заметное место в мировой автомобилестроительной иерархии с высоким уровнем капитализации”, говорится в документе. “АвтоВАЗ”, “КамАЗ”, ГАЗ и другие по сути не являются конкурентами, занимают разные ниши и взаимодополняют друг друга“, — пояснил сам Алешин “Ведомостям”. Поэтому они могут быть объединены в одну корпорацию, которая должна занимать не менее 50% рынка легковых, грузовых автомобилей и автобусов. Алешин, правда, уточняет, что создание такого национального автопроизводителя — “задача будущего” и не является первоочередной.

Об идее Алешина уже слышали на “АвтоВАЗе”. Один из сотрудников завода рассказал “Ведомостям”, что новый топ-менеджмент обсуждал между собой возможность объединения “АвтоВАЗа”, “Камаза”, УАЗа и ГАЗа. “Представители государства отдают себе отчет в том, что с установлением контроля над частными УАЗом и ГАЗом могут возникнуть проблемы, — рассказал он, — но в случае “АвтоВАЗа и «Камаза» вопрос решен”. В “Рособоронэкспорте” комментировать это не стали.

Помимо “Рособоронэкспорта” ставку на отечественный автомобиль делает холдинг “Русские машины” Олега Дерипаски (владеет ГАЗом и прочими автомобильными активами). Но его представители, также как и сотрудники “Северстали-Авто”, не смогли прокомментировать инициативу Алешина. В отрасли уверены, что противиться объединению с “АвтоВАЗом” точно не будет “Камаз”. Менеджмент завода лоялен главе “Рособоронэкспорта” Сергею Чемезову, отмечает источник, близкий к акционерам “Камаза”. На заводе от комментариев отказались.

Предложение Алешина внесло разлад и среди чиновников. “Масштаб объединенной компании давал бы ей конкурентное преимущество перед иностранцами”, — говорит чиновник Минпромэнерго. Другой высокопоставленный чиновник правительства, знакомый с позицией Кремля, сомневается, что Путин пойдет на это.

Объединенная компания могла бы выпускать полную линейку автомобилей. Ведь доля “АвтоВАЗа” на рынке легковых автомобилей в 2005 г. составила 43% (данные “Ренессанс Капитала”). Холдинг “ГАЗ” контролирует 66% рынка автобусов и 55% рынка среднетоннажных грузовиков, а “Камаз” и УАЗ — нишевые производители, выпускают, соответственно, тяжелые грузовики и внедорожники с легкими коммерческими автомобилями, отмечает аналитик “Ренессанс Капитала” Ангелина Валавина. Суммарная капитализация всех этих автозаводов, посчитала она, — $5 млрд. В то же время ВАЗ, “Камаз” и ГАЗ строились как самодостаточные предприятия и даже особого сотрудничество между ними никогда не было, напоминает Вячеслав Смольянинов из “Уралсиба”. А единственное конкурентное преимущество такого холдинга — государственное финансирование, думает он.

Юлия Федоринова

Глеб Столяров

Ведомости

27.01.2006, №13 (1540)

Ведомости

*