Рынок ответит за базар. Продажи новых иномарок в России продолжают уверенно расти
Следить за динамикой продаж новых иномарок в России с каждым годом все менее интересно. Отечественные тенденции по западным меркам — из ряда вон, а нас они уже давно перестали шокировать. Нынче как: если за год продажи какой-либо марки увеличиваются, скажем, на 20% (по западноевропейским понятиям — нонсенс), местные эксперты кривят рты и записывают такой бренд в разряд cтагнирующих.
Возрастающая с каждым годом любовь россиян к новым иномаркам все сильнее осложняет жизнь традиционно отечественным производителям. По сравнению с 2004 годом, когда было продано чуть больше 350 000 новых иномарок (без учета Chevrolet Niva), год 2005-й принес сумму, равную (по предварительным оценкам) 574 000 авто, говорящую о более чем шестидесятипроцентном росте. Как и несколько предшествующих лет, текущая динамика развития рынка превзошла все, даже наиболее смелые прогнозы аналитиков.
В российском “топ-10”, за исключением незначительных перестановок, существенных изменений не произошло — в целом игроки остались прежние. “Hyundai”, во многом благодаря российским Accent и Sonata, упрочил свое лидерство. “Toyota” отстала от лидера уже всерьез. К тому же с третьего места ей в затылок дышит “Ford”. А вот времена динозавра отечественного авторынка — компании “Уз-Daewoo”, похоже, уходят. С четвертой позиции ее беспардонно вытеснил “Nissan”. Поменялись местами в рейтинге “Kia” и “Renault” в пользу последней. Думается, эта парочка в наступившем году будет жестко конкурировать друг с другом благодаря растущим объемам внутренней сборки автомобилей. Выскочка позапрошлого года “Mazda” в году 2005-м перепрыгнула еще на одну ступеньку вверх, замыкающим оставив “Chevrolet”, принадлежащий концерну “General Motors”. Таким образом, чтобы оказаться в десятке лидеров, сегодня необходимо продавать не менее 20 000 автомобилей в год, а через 12 месяцев этот порог обещает перевалить за 30 000.
Что касается отечественных производителей, то они постепенно сдают позиции. По данным Минпромэнерго, в России в 2005 году было произведено на 60 000 авто меньше, чем в 2004-м. Объем производства легковушек составил 1,05 млн. штук, что на 100 000 меньше прогноза.
Между тем на крупнейшем отечественном автогиганте не теряют оптимизма. Пресс-служба “АвтоВАЗа” рапортует о 648 000 проданных на отечественном рынке легковушек, что на 3,7% больше показателей 2004 года.Впрочем, окажутся ли оправданными активное вмешательство государства в дела завода и кардинальные кадровые перестановки последних недель, пока неизвестно. Но, надо признать, предприятию пока удается сохранить за собой львиную долю рынка новых автомобилей (более 50%).
СПРАВКА «МК»
Согласно предварительной оценке аналитиков ИО “Ladaonline”, в 2005 году на покупку авто россияне потратили $22,2 млрд. Это на 32% больше, чем в 2004 году. Рост емкости рынка произошел в основном благодаря приросту продаж новых иномарок. На них россияне потратили около $13 млрд. Еще порядка $4 млрд. ушло на подержанные иномарки. Дилеры “АвтоВАЗа” собрали с потребителей $4,64 млрд. На другие отечественные марки пришлось всего $560 млн.
ПРОГНОЗ
Как полагает Валерий Тараканов, генеральный менеджер по стратегическому маркетингу группы компаний “Рольф”, к концу этого года объем продаж новых иномарок в России может достичь 840 000 штук. Наибольшего темпа роста (+68%) следует ожидать в сегменте легких коммерческих авто полной массой до 3,5 т. А наименьшими темпами (+18%) будет развиваться сегмент MPV (микровэны, компакт-вэны, минивэны), прогнозирует наш эксперт.
Московский Комсомолец
от 26.01.2006
Илья ФИШЕР.
***