«Татарстан сэтэ» пошло на разлив. Компания запускает проект по продаже питьевой воды
Как стало известно „Ъ“, крупнейшая молочная компания Татарстана «Татарстан сэтэ» (ТатСэт) намерена инвестировать 25 млн рублей в создание во всех крупных городах республики сети фирменных киосков по продаже населению питьевой воды в разлив. По замыслу авторов проекта, торговля водой будет осуществляться практически в каждом городском микрорайоне, а минимальная цена сделает эту продукцию доступной всем слоям населения. Участники рынка полагают, что ТатСэт вряд ли составит конкуренцию действующим игрокам, поскольку рынок питьевой воды ежегодно растет на треть и «места на нем хватит всем».
Вчера заместитель генерального директора ОАО «Татарстан сэтэ» (занимается в основном производством и продажей молочной продукции, контролирует около 60% местного рынка) Зуфар Рашидов сообщил „Ъ“ о том, что компания приступила к осуществлению проекта по снабжению населения республики разливной питьевой водой. По словам господина Рашидова, главной его целью является «обеспечение всех слоев населения доступной и качественной питьевой водой». Решаться эта задача будет двумя путями. Во-первых, в каждом крупном городе республики планируется создать сеть фирменных киосков (предполагается, что они получат брэнд «ВАМИН-вода» по названию торговой марки компании) в непосредственной близости от жилых микрорайонов. Во-вторых, привозная родниковая вода, которая будет продаваться в тару покупателя, по предварительным расчетам, будет стоить 1,2 рубля за 1 литр, что дешевле в 4-5 раз бутилированной воды.
Предполагается, что уже к лету сеть фирменных киосков появится в Казани. По словам инициатора проекта, руководителя Арского молочного комбината (филиала ТатСэт) Рината Мингазова, к настоящему времени компания выкупила патент на технологию и организацию промышленного производства по разливу воды у кировской компании «Ключ здоровья». Кроме этого, ТатСэт владеет арским родником с сертифицированной водой, которую уже использует в своем производстве бутилированной воды и разных напитков. По словам Рината Мингазова, в этом году в Казани предполагается открыть примерно 100 киосков по продаже воды в разлив, а в целом их количество должно составить не менее 300. По другим городам республики определенности пока мало. Как сообщила „Ъ“ начальник производственного отдела ТатСэт Юлия Тарасова, сейчас идет процесс отбора источников родниковой воды в разных районах республики, которые затем будут проходить необходимые согласовательные процедуры в территориальном управлении Роспотребнадзора и других инстанциях о возможности использования воды для питья. Пока о стоимости и сроках осуществления проекта в компании не сообщают, поскольку его бизнес-план находится в разработке. По словам Рината Мингазова, для развертывания сети киосков потребуется примерно 25 млн рублей, которые будут выделены из собственных средств компании и привлечены за счет кредитов.
Участники рынка полагают, что ТатСэт в случае реализации своего проекта вряд ли составит серьезную конкуренцию действующим игрокам. Ведущий менеджер одной из крупных компаний «питьевого» рынка РТ ООО «Раифская вода» (торговая марка «Раифский источник») Денис Андрюшин считает, что появление нового игрока почти не изменит ситуацию на рынке. «В последние годы рост производства объемов питьевой воды в республике составляет 30-40%, и эта тенденция в ближайшие годы, похоже, сохранится. Так что места хватит всем», — говорит Денис Андрюшин. Представители компаний указывают также на то, что они окажутся с ВАМИНом в разных нишах. «Мы предлагаем не просто воду, а услугу — доставку воды нашим клиентам, многие из которых являются постоянными. Вряд ли они откажутся от этих услуг только из-за дешевизны воды, качество которой еще предстоит оценить», — считает представитель ЗАО «Живая вода». По мнению экспертов, при декларируемой сейчас ТатСэтом цене проект окажется малорентабельным, и со временем компания поднимет цену на свою продукцию.
Однако авторы проекта уверены в успехе и прогнозируют уход с местного «питьевого» рынка многих игроков. «Опыт других регионов показывает большой спрос населения на разливную воду», — говорит начальник отдела по развитию АПК Кабинета министров РТ и член совета директоров ТатСэт Анатолий Краснов. По его мнению, доступность продукции приведет к усилению конкуренции на рынке питьевой воды и вытеснению с него некоторых игроков. Он также не исключил возможности сделок по перекупке ТатСэтом некоторых родников у их владельцев, но отметил, что пока о таких переговорах ему неизвестно.
Наблюдатели указывают, что хорошим подспорьем новому проекту ТатСэт станет его поддержка правительством республики. Так, в конце прошлого года премьер-министр РТ Рустам Минниханов подписал постановление Кабмина, в котором «одобрил инициативу „Татарстан сэтэ“ по созданию в Казани и других городах республики сети типовых киосков по продаже разливной питьевой воды». В документе также указывается на необходимость «оказания содействия» проекту со стороны территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РТ, а администрациям Казани, Набережных Челнов и Нижнекамска предлагается выделить земельные участки для размещения торговой сети ТатСэта. По данным „Ъ“, руководитель исполкома Казани Ильсур Метшин уже распорядился выделить компании первые три места для размещения своих киосков.
ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВА
КАЗАНЬ №12 от 25.01.2006, СР
*