С сегодняшнего дня заявлять абсолютно обо всех совершенных преступлениях — от кражи мобильного телефона до шпионажа — можно будет не только в милицию и прокуратуру, но и в Минюст, ФСБ, Госнаркоконтроль и даже пожарным. По крайней мере это вчера на специальной пресс-конференции пообещали первый замминистра внутренних дел РФ Александр Чекалин и начальник управления по надзору за процессуальной деятельностью органов внутренних дел и юстиции Генпрокуратуры РФ Александр Кизлык. Как было объявлено, такая практика вводится межведомственным приказом «О едином учете преступлений».

Этот документ подписали первые лица всех силовых служб России — глава МВД Рашид Нургалиев, генпрокурор Владимир Устинов, директор ФСБ Николай Патрушев, директор Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) Виктор Черкесов, министр юстиции Юрий Чайка, глава МЧС Сергей Шойгу и руководитель МЭРТ Герман Греф. Соответственно он является обязательным для исполнения всеми сотрудниками этих ведомств, за исключением МЭРТ. Это ведомство участвует в проекте, поскольку впоследствии будет анализировать криминальную статистику для подготовки расчетов о финансировании правоохранительной системы.

Как отметили вчера руководители МВД и Генпрокуратуры, этот приказ призван обеспечить максимально возможную регистрацию и учет совершенных преступлений, а также жесткий контроль за их расследованием. Иначе говоря, излечить одну из самых застарелых и хронических болезней отечественных правоохранительных органов — игры со статистикой. Выражались, да пока и продолжаются выражаться они в стремлении сотрудников силовых подразделений всеми возможными способами улучшить свои показатели по раскрытию преступлений и «не замечать» жалобы граждан о преступлениях, которые раскрыть сложно. Такая практика сложилась еще с советских времен, но в последние годы стала принимать повальный и даже маразматический характер. Мало того, что милиционеры, да и представители других служб в массовом порядке отваживали жертв преступлений или просто выбрасывали их заявления в мусорную корзину. Все чаще стало доходить до того, что стражи порядка стали сами придумывать, инсценировать или провоцировать преступления, чтобы записать себе на счет очередное раскрытие. Последние лет пять руководство МВД и Генпрокуратуры постоянно ломало голову, как заставить подчиненных честно исполнять свой долг, но без особого успеха. Удастся ли одолеть эту болезнь с помощью нового приказа, покажет только время. С одной стороны, он действительно серьезно меняет систему учета и регистрации преступлений, установленную в целом приказами еще МВД и Генпрокуратуры СССР в конце 80-х годов. В принципе и логика новых правил понятна. Пожарным, к примеру, нет резона отказывать в приеме заявления о краже, поскольку расследовать инцидент будут не они. Они лишь обязаны зафиксировать заявление и переслать его в то или иное подразделение МВД. Теоретически проблема может оказаться лишь в доступности для простых пострадавших граждан других силовых структур помимо родного отделения милиции. Ведь сейчас не то что в ФСБ, но даже к пожарным зайти можно лишь через дверь с кодовым замком и пост охраны.

Как заверил вчера г-н Чекалин, принимать заявления граждан теперь обязаны все правоохранительные структуры, в которых существуют органы дознания. «Они должны принять заявление, даже если оно не относится к их ведомству, а затем передать в кратчайшие сроки куда следует. Те, кто этого делать не будет, понесет серьезные дисциплинарные и уголовные наказания, — отметил первым замминистра. — Появление приказа назревало давно, система учета преступлений была несовершенной. Сотрудники правоохранительных органов, пользуясь пробелами в законодательстве, под различными предлогами не брали заявления у граждан, а если и принимали, то не редки были случаи, когда выносился отказ в возбуждении дела, другие милиционеры намеренно неправильно классифицировали заведенные дела и т.д. В результате годами искажалась статистика. Пострадавшие мыкались, добиться правды им если и удавалось, то невероятными усилиями. В новом же приказе дается четка трактовка скрытого преступления. В соответствии с этим приказом мы получим эффект самоочищения и правдивости», — заявил Чекалин.

Г-н Кизлык со своей стороны отметил, что 2005 год стал «пиком сокрытия преступлений в правоохранительных органах». По его данным, за прошлый год прокуратурами было выявлено и поставлено на учет около 158 тыс. преступлений, скрытых от учета разными службами. В это число вошли 729 умышленных убийств.

Что касается техники действия приказа, то, по словам г-на Чекалина, с 25 января правоохранительные органы обязаны строить отношения с гражданами следующим образом: «Незамедлительно принять заявление, выдать пострадавшему специально разработанный для этих целей корешок-уведомление о принятии заявления с указанием даты и времени, а также данных о лице, это сделавшем. Затем следует приступить к проверке сообщения. Отказ в принятии заявления, а также отказ в выдаче уведомления недопустимы. В случае обнаружения правонарушений со стороны правоохранительных органов наказание кроме непосредственно нарушителя понесет и его начальник. Кроме того, появится «карточка потерпевшего» — в нее будут вноситься сведения о потерпевшем и обо всех движениях его уголовного дела».

Александр Чекалин отметил, что приказ облегчит жизнь не только гражданам, но и самим правоохранительным органам. По его словам, отныне не будет такого понятия, как «процент раскрываемости», который раньше требовали начальники и из-за которого милиционеры шли на фальсификации и уловки. «Поощрять наших сотрудников будем по количеству раскрытых и расследованных преступлений на душу милицейского населения», — сказал замминистра.

Несмотря на то что приказ этот представителями МВД и Генпрокуратуры был представлен именно как «революционный» и выглядел он внешне на самом деле таковым, больше никто его вчера комментировать не решился. Хотя вопрос, как, к примеру, контрразведчики или пожарные будут его исполнять, выглядел очень актуально. Сотрудники низовых подразделений ГУВД Москвы, с которыми нам удалось пообщаться, подтвердили, что с приказом их ознакомили, но прокомментировали кратко: «Будем исполнять». Между тем некоторые скептики сразу сказали, что хитрые на выдумки правоохранительные чины могут в ответ на приказ придумать какой-нибудь новый способ избежать лишних проблем и работы. Кроме того, выяснилось, что хоть приказ вступает в силу с 25 января, нормативные акты по прежней системе учета и регистрации преступлений утратят силу только с 1 июля 2006 года.

Алексей ИВЛЕВ

Время новостей

N°11

25 января 2006

Время новостей

***