Самые мрачные прогнозы о том, что спам убьет электронную почту в ее нынешнем виде, начинают сбываться. Один из крупнейших интернет-провайдеров США Comcast на несколько дней блокировал для своих клиентов переписку с Россией, откуда приходило слишком много писем со спамом. Эксперты утверждают, что защититься как от самого спама, так и от слишком жестких методов борьбы с ним можно, лишь перестроив основы интернета.

Comcast – крупнейший в США кабельный телевизионный оператор, чья аудитория составляет 21,47 млн человек, а вещание распространяется на 41 штат. Число пользователей широкополосного доступа в интернет, предоставляемого Comcast,– 5,28 млн человек.

На этой неделе крупнейший американский провайдер широкополосного доступа компания Comcast призналась, что на четыре дня (с 27 февраля по 1 марта) отключила своим клиентам возможность отправлять электронные письма в Россию. По словам представителей Comcast, Россию «закрыли» в прошлую пятницу из-за того, что через почтовые серверы провайдера проходило большое количество спамерских писем, адрес отправителя в которых указывал на доменную зону RU. Программисты Comcast изменили правила фильтрации почты и, скорее всего, допустили какую-то ошибку (в Comcast, впрочем, этого не признают), в результате чего отправка всей корреспонденции в нашу страну для клиентов провайдера стала невозможной.

Некоторые аналитики в области информационной безопасности считают, что отключение произошло потому, что в США считают Россию рассадником киберпреступности. «Даже для крупного американского провайдера Россия – это далекая азиатская страна, где живет много хакеров и спамеров»,– считает Игорь Ашманов, руководитель компании «Ашманов и партнеры», занимающейся антиспамерскими технологиями. По его словам, вполне можно допустить, что программистам компании Comcast было дано распоряжение «отключить Россию». «Это могла быть и простая ошибка в написании правил, управляющих фильтрацией почты, так как большинство фильтров имеют очень разветвленные алгоритмы анализа электронной корреспонденции»,– отмечает господин Ашманов.

Число людей, которые не смогли отправить почту в Россию в течение четырехдневной блокады, оценивается примерно в 50 тыс. Однако этот случай показателен не столько масштабами сбоя, сколько теми последствиями, которыми угрожают спам и радикальные меры борьбы с ним. Специалисты по сетевой безопасности уже давно говорят, что электронная почта в современном виде представляет собой среду, где доставка писем совершенно не гарантирована, а поток в 10 млрд сообщений в день, которые отправляют около 500 млн пользователей электронной почты во всем мире, может быть остановлен одним человеком. Так было 26 августа 2003 года, когда прекратил существование крупнейший в интернете сервер Osirusoft, поддерживающий черные списки спамерских адресов. К услугам Osirusoft обращались администраторы почтовых серверов по всему миру, чтобы проверить, не является ли входящая корреспонденция спамом. В случае если Osirusoft признавал письмо спамерским, оно автоматически удалялось. В августе прошлого года владелец Osirusoft Джо Джеред решил закрыть проект и в подтверждение своих слов включил все адреса в интернете в черный список. Это привело к тому, что на три дня электронная почта прекратила работать во всем мире процентов на девяносто.

Такие прецеденты, по мнению специалистов, свидетельствуют о несоответствии технологий обмена данными через интернет актуальным требованиям безопасности. Но реальных мер, которые бы позволили улучшить положение дел, пока никто предложить не смог. Создатель Microsoft Билл Гейтс, например, предлагает сделать электронную почту платной.

«Современная архитектура интернета в принципе не совместима с информационной безопасностью,– заявляет руководитель антивирусных исследований «Лаборатории Касперского» Евгений Касперский.– До тех пор, пока не изменятся стандарты, ситуация в интернете будет только ухудшаться…»

ДМИТРИЙ Ъ-ЗАХАРОВ

Газета «КоммерсантЪ» №40(2879) от 05.03.04

КоммерсантЪ

*