Водка как учебник. Новейшая история России в "пьяных" этикетках
В самый разгар новогодних праздников случилось то, чего, пожалуй, никто не ожидал: на многих российских заводах по производству алкогольной продукции временно приостановили работу. Основная причина в том, что производители до сих пор ещё не получили новых акцизных марок, без которых легальное спиртное не может попасть на прилавки магазинов.
В Гознаке тем временем работа кипит — уже сделано почти 150 млн. акцизных марок, однако на заводы они не поступают, а складируются в налоговых службах, так как отсутствует целый ряд нормативных актов. В итоге убытки многих предприятий уже составляют десятки миллионов рублей. На рядовом потребителе эта неразбериха скорее всего не скажется, переживали и не такое. Водку пили, пьют и будут пить. В одном из прошлогодних номеров «Версии» мы рассказывали о разнообразных способах защиты водки от подделок, теперь же специально для поклонников «хлебного вина» мы подготовили своего рода краткий экскурс в новейшую историю России при помощи… водочных этикеток.
Начнём с 1991 года, когда Союз Советских Социалистических Республик в одночасье развалился на осколки и нужно было избрать Президента Российской Федерации. Первым в списке кандидатов был Борис Николаевич Ельцин. Его и избрали. Но в 1993 году у господина Ельцина произошли разногласия с частью членов Верховного Совета. Они заседали в Белом доме в Москве, а Б.Н. Ельцин был снаружи с танками. «Последний довод императора» оказался у президента: после выстрела танковой пушки по Белому дому там начался пожар и «сидельцам» пришлось сдаться. Производители «огненной воды» отметили это событие выпуском водки «Кризис».
На водочных этикетках отметились оба президента России
4 декабря 1992 года была зарегистрирована Либерально-демократическая партия России (ЛДПР). Лидером её стал Владимир Вольфович Жириновский, у которого, как говорил он сам, «мать — русская, а отец — юрист». Создание ЛДПР было отмечено выпуском водки с портретом её лидера на этикетке и слоганом: «Мы вместе поднимем Россию с колен».
В 1996 году Борис Николаевич Ельцин «всеобщим, тайным, равным и прямым» голосованием был избран Президентом Российской Федерации (подавляющим числом голосов) на второй срок. Тут всем стало ясно, что это настоящий «царь Борис». Водку так и назвали.
В 1999 году, найдя себе достойного преемника в чине подполковника КГБ, Борис Николаевич Ельцин, заручившись предварительно заверением о собственной юридической неприкосновенности, назвал его имя: Владимир Владимирович Путин. Он впоследствии всенародным же голосованием был торжественно избран вторым Президентом РФ. Дизайнеры не могли не заметить этих событий: выпущена «Старорусская водка» с портретом В.В. Путина. Она вышла в свет в период предвыборной кампании, поэтому на контрэтикетке на фоне российского триколора начертано: «Путин — наш президент». Правда, соседство «Старорусской водки» с портретом Путина с такой же водкой, но с портретом Сталина, которая появилась почти одновременно, может навеять некоторые нездоровые мысли, но мы полагаем, что это произошло совершенно случайно и никаких ассоциаций вызывать не должно.
Дизайнеры не забыли Никиту Михалкова и адмирала Колчака
Ещё в «царствование» Ельцина режиссёр Никита Сергеевич Михалков за фильм «Утомлённые солнцем» получил премию «Оскар». Событие это было отмечено выпуском водки «Комдив» с его, Михалкова, портретом на этикетке в форме высшего командного состава Красной Армии 1938 года (с двумя ромбами). Сейчас режиссёр снимает продолжение — «Утомлённые солнцем-2», — в котором репрессированный комбриг из лагеря отправляется на фронт, воевать с фашистскими захватчиками. Надо полагать, что и эта лента маститого режиссёра не пройдёт мимо внимания дизайнеров водочных этикеток.
А в 2000 году появилась водка «Адмирал Колчакъ», которого в советские времена называли не иначе как «главарём контрреволюции в Сибири». На контрэтикетке бутылки написано: «Водка названа в честь Александра Васильевича Колчака, морского офицера, учёного-гидролога, а впоследствии — Верховного правителя России (1918—1920), до последних дней сохранившего верность Отечеству». (О том, что он был расстрелян большевиками в Иркутске, контрэтикетка умалчивает.) Любопытно, что в конце 2004 года в Иркутске обсуждался вопрос о месте установки памятника А.В. Колчаку…
В том же 2000 году в честь 80-летнего юбилея Внешней разведки России Московским заводом «Кристалл» была выпущена небольшая партия (около 1500 бутылок ёмкостью 0,5 л) водки «Разведчик». На контрэтикетке бутылки было напечатано четверостишие:
«Я — Родины моей солдат!
Она мне мать, я ей ответчик,
Таков души моей уклад:
Моя профессия — разведчик!»
Советская тематика — самая популярная
Ежегодно 9 мая мы отмечаем День Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов. В тяжёлом для русских 1942 году, когда и Украина и Белоруссия (тогда — союзные республики) были захвачены войсками немецких фашистов, Верховный главнокомандующий Иосиф Виссарионович Сталин подписал знаменитый жестокий приказ № 227 «Ни шагу назад», по которому в советских войсках вводились «заградительные отряды». Они, располагаясь во второй полосе траншей, расстреливали всех своих отступающих солдат… В память о 60-летии незабвенного 227-го приказа и подписавшем его Верховном выпущена водка с его портретом. Она так и называется — «Ни шагу назад». (Для справки: в той войне за каждого немецкого солдата русские генералы положили, по официальным данным, троих своих.)
Следует отметить, что в последнее время, судя по водочным этикеткам, наблюдается явная ностальгия по прежним советским временам. Так, появилась «Московская водка СССР» с государственным гербом Советского Союза, выпускалась водка «Нарком» с портретом Климента Ефремовича Ворошилова (в 1938—1939 годах он был народным комиссаром, по-теперешнему — министром обороны). Наконец, была выпущена водка с этикеткой «Партком». Есть ещё и водка «Политбюро», где внизу маленькими буквами написано предупреждение: «Водка распространяется только по специальным спискам отдела заказов».
На бутылках встречаются даже репродукции картин Кустодиева
В 2002 году в Польше была создана политическая партия с простым и ясным названием — «Самооборона», а в 2004 году в ожидании выборов в 2008 году Президента Российской Федерации Гарри Кимович Каспаров, чемпион мира по шахматам со товарищи создал Объединённый национальный фронт, который намерен в 2008 году выдвинуть своего кандидата в Президенты РФ. Долго ли, коротко, но весной 2005 года Московский завод «Кристалл» выпустил водку «Гражданская оборона» (не в пику ли Каспарову?). А в московских газетах, на уличных передвижных автоплакатах и даже на бетонном заборе вдоль железнодорожных путей между станцией Белорусская и платформой «Беговая» появилось это же словосочетание, написанное тем же узнаваемым угловатым шрифтом. Только наискосок было там добавлено красными прописными буквами (как резолюция) одно единственное слово — «крепкая». Получилось «Крепкая гражданская оборона»…
Но ведь не хлебом единым жив человек! Не только события да даты идут на этикетку. Вот, например, «Русская красавица». На этикетке водки — крохотная репродукция картины «Русская Венера» знаменитого астраханца Бориса Михайловича Кустодиева. Не к ней ли идёт «Новый русский герой»? Он уже в плавках-бикини, с полотенцем в правой руке и с мобильником — в левой. Конечно, это мужчина солидный, или, как теперь принято говорить, «крутой»: на шее у него массивная золотая цепь с крестом, на среднем пальце правой руки — золотой перстень (ну не позолоченный же!), на левой — золотой браслет. Всё хорошо у этого богатыря: и шея крепкая, вровень с головой, и ноги мощные, и пузцо сытенькое, и лобик узкий. Настоящий русский герой, новый…
***