“Норникель” продал ПХК ЦСКА. Большой бизнес уходит из российского хоккея
“Норильский никель” избавился от контрольного пакета в самом титулованном хоккейном клубе планеты — ЦСКА. Эксперты отмечают, что российский хоккей в кризисе: крупные корпорации одна за другой отворачиваются от своих клубов, на содержание которых они тратят десятки миллионов долларов в год без перспектив окупить эти инвестиции.
Хоккейный клуб ЦСКА – 32-кратный чемпион СССР, 12-кратный обладатель Кубка СССР, 20-кратный обладатель Кубка европейских чемпионов. В 1996 г. ЦСКА раскололся на ООО “Хоккейный клуб ЦСКА” и ЗАО “Профессиональный хоккейный клуб ЦСКА”. Среди учредителей ООО были тренер ЦСКА Виктор Тихонов, Русский акционерный торговый банк и компания “Микродин”. В ЗАО “ПХК ЦСКА” 25% принадлежало государству в лице Минобороны, а 75% – холдингу “Интеррос”. В 2002 г. клуб был объединен, 51%-ный пакет в нем достался “Норникелю”, а 49% – компании “АВО Капитал”, совладельцу футбольного клуба ЦСКА. |
Вчера РАО “Норильский никель”, дочерняя компания ГМК “Норильский никель”, распространило официальное сообщение о продаже 51%-ной доли в ООО “Хоккейный клуб ЦСКА”.
В пресс-службе “Норильского никеля” не смогли прокомментировать эту информацию, а президент ПФК ЦСКА Евгений Гинер заявил, что “ничего не слышал” о выходе “Норникеля” из ЦСКА. Однако директор по спортивным проектам “Норильского никеля” Сергей Кущенко подтвердил “Ведомостям”, что его структура вышла из состава акционеров ХК ЦСКА. По словам Кущенко, контрольный пакет акций передан по номинальной стоимости “другим акционерам клуба”. Причиной, побудившей металлургов отдать акции, стало желание “навести порядок в своих спортивных активах”, говорит менеджер. Однако “Норникель” останется спонсором хоккейного клуба, утверждает Кущенко. Детали спонсорского соглашения, по его словам, сейчас разрабатываются. “Спонсорское соглашение выгоднее для нас с точки зрения маркетинговой политики. Оно позволяет при меньших затратах лучше прописать и контролировать рекламную политику”, — говорит он. А источник, близкий к компании, говорит, что “Норникель” никогда не был заинтересован в развитии хоккейного клуба, уделяя больше внимания футбольному клубу “Москва” и баскетбольному ЦСКА.
Эксперты считают, что “Норникель” разочаровался в хоккее. Директор по спорту агентства Sportima Максим Белицкий отмечает, что в российском хоккее наиболее устойчивыми в финансовом плане являются провинциальные клубы. “В регионах хоккей финансируют местные крупные предприятия при поддержке местных властей. В столице же крупный бизнес предпочитает финансировать более популярный футбол. Кроме того, в течение последних 15 лет хоккей только терял свою популярность”, — говорит он. “Норникелю” надоело этим заниматься“, — предполагает другой эксперт, попросивший об анонимности. Белицкий оценил стоимость ЦСКА в $15 млн и в такую же сумму — ежегодные расходы “Норникеля” на ЦСКА.
В конце прошлого года “АвтоВАЗ” урезал финансирование хоккейному клубу “Лада”, двукратному чемпиону России. С финансовыми проблемами столкнулся и многократный чемпион СССР и России “Динамо”, спонсором которого выступает компания “Росгосстрах”. В интервью официальному сайту ХК “Динамо” президент клуба Анатолий Харчук вчера сообщил, что из-за задержки зарплаты покинул клуб чешский легионер Павел Роса. Гендиректор “Росгосстраха” Данил Хачатуров утверждает, что его компания полностью выполняет свои обязательства перед клубом, но считает закономерным, “что большой бизнес уходит из хоккея, поскольку это чистой воды донорство, которое не приносит инвестору никакой прибыли”.
В отличие от футбольных хоккейные клубы России не имеют серьезных источников доходов кроме средств спонсоров: хоккейные стадионы малы, а билеты дешевы, европейские телекомпании хоккеем не интересуются и не готовы платить большие деньги за телетрансляции, ситуация с трансферной стоимостью игроков очень запутанная.
“Большинство хоккейных клубов у нас убыточны”, — признается Павел Крашенинников, депутат Госдумы и вице-президент ХК “Металлург”. О финансовой несостоятельности этого вида спорта в интервью “Ведомостям” два года назад говорил и сам Гинер. Но Крашенинников не спешит признавать, что крупный бизнес разочаровался в этом виде спорта: “Одни видят продвижение своего брэнда, другие — региона. Говорить о тенденции в отказе от финансирования хоккея неправильно”.
Антон Сарайкин
Глеб Крампец
Юлия Федоринова
Ведомости
24.01.2006, №10 (1537)
*