В ближайшее время в парламент будут внесены первые технические регламенты — федеральные законы, приходящие на смену старым ГОСТам, СНиПам (строительные нормы и правила), СанПиНам (санитарные правила и нормы), всей системе ведомственного нормотворчества. Разработкой законопроектов займется специально созданная депутатская комиссия. Ее возглавит вице-спикер Госдумы Юрий Волков. О том, зачем нужна такая реформа, он рассказал корреспонденту «Времени новостей» Ксении Веретенниковой.

— Юрий Николаевич, обычно при слове «реформа» россияне вздрагивают. Уже все привыкли, что реформа — это ломка и будет больно. О чем идет речь на этот раз?

— Сразу должен успокоить сограждан: реформа технического регулирования не опустошит наши кошельки, поскольку это прежде всего правовая, экономическая, социальная реформа. Зато она упорядочит существующие отношения как в сфере производства товаров и услуг, так и в сфере потребления. И что особенно важно, создаст законную базу для взаимодействия между этими сферами.

— А разве до сих пор такая база отсутствовала?

— Практически да. Регламентация настолько запущенна и запутанна, что скорее вредит делу, чем помогает. Сегодня страна живет и работает в условиях, когда любое производство и любой объект могут быть закрыты из-за несоответствия сотням и тысячам устаревших, порой взаимоисключающих, иногда просто абсурдных требований. В нашем лексиконе часто используется термин «евростандарт», который предполагает определенный уровень качества товаров и услуг. Но термин «росстандарт» пока не обнадеживает. А все потому, что устаревшие стандарты и нормы производства товаров, предоставления услуг, унаследованные от советской плановой экономики, по-прежнему открывают дорогу на рынок некондиционной продукции.

— Существование «осетрины второй свежести» допускалось прежними стандартами, вероятно, потому, что сами «допуски» формировались заинтересованными людьми. Это положение вещей будет изменено?

— Безусловно. Всем известно, что котлеты должны быть изготовлены из мяса, а не из сои, хлеб — из качественной муки, а не из отрубей. Но в жизни мы сплошь и рядом встречаем и то и другое. А вот запретить некондицию, убогое качество и «ненавязчивый» сервис никто не имеет права. Стандарты не позволяют. Сегодня нам жизненно важно создать новое, единое техническое законодательство, соответствующее требованиям рынка. И уже в ближайшие месяцы в Госдуму планируется внести не просто несколько отдельных законопроектов, а нормальный сбалансированный пакет, в котором будут и общие технические регламенты, и регламенты отраслевые, и внебюджетные разработки, и проекты, подготовленные бизнес-ассоциациями. Эти инструменты обычно связывают с так называемой микроэкономикой. Убежден, что в ближайшем будущем значимые сдвиги в развитии страны связаны именно с возможностями микроэкономики.

— Но что помешает участникам рынка вновь заложить в стандарты и санитарные нормы свои интересы? И ведь не факт, что они опять не окажутся в конфликте с интересами потребителей.

— Участие бизнеса в разработке нового технического законодательства, в формировании самой идеологии реформы я оцениваю предельно высоко. Реформа состоится, только если бизнес примет самое активное, непосредственное участие в разработке технических регламентов, в продвижении нового технического законодательства. Принцип этой реформы таков: за бюджетные средства должны разрабатываться только те проекты, которые независимые разработчики реализовывать заведомо не станут.

Но с другой стороны, бизнес уже очень многое сделал. Активно работают экспертные советы, созданные под эгидой администрации президента.

— Давайте спустимся на землю. Скажем, человек купил ботинки. В магазине ему сказали, что если ботинки окажутся браком, он сможет их поменять. Ботинки назавтра дали течь. Человек приходит в магазин, и тут выясняется, что ни вернуть, ни обменять обновку невозможно. Нужна экспертиза, стоимость которой приближается к цене ботинок, да еще и побегать придется. Зато в другом магазине аналогичная проблема разруливается в три минуты. Таких ситуаций — тысячи. Как все привести к единому знаменателю?

— Новые регламенты создадут единую законную базу для регулирования подобных споров. И безусловно, в пользу потребителя. В ближайшее время в Думе начнет работу комиссия по техническому регулированию. Это совершенно необходимо для координации профильных комитетов. Работа комиссии будет в том числе обеспечиваться экспертными группами, состоящими из представителей бизнеса, независимых экспертных и научных организаций. В формировании этих групп нам помогает Национальный институт технического регулирования.

Кроме того, мы планируем обеспечить регулярное взаимодействие комиссии с разработчиками технических регламентов. Это также позволит поддержать наиболее активных представителей предпринимательского и научно-технического сообщества. Разработчики инициативных проектов должны понять, что мы заинтересованы в их работе.

— Ходили разговоры, что это будут законы, которые повторят известные СНиПы?

— Когда говорят, что мы планируем тупо перевести старые нормативные акты в статус федеральных законов, — это либо ошибка, либо дезинформация. Технические регламенты — это нормы, стандарты, по которым живут сегодня развитые страны. В то же время в ряде случаев в проектах законов появятся и не совсем обычные, сложные для понимания форматы. Ничего страшного в этом нет. Скажем, в законе о государственном гимне есть ноты. Но не все депутаты имеют музыкальное образование, не все умеют читать ноты с листа. Но парламент принял не ноты, а мелодию. Примерно то же будет происходить с техническими нормами. Мы будем обсуждать и принимать не столько цифры и формулы, сколько их «исполнение».

— Направления первого удара уже определены?

— Да. Из отраслевых направлений я бы выделил бюджетообразующие отрасли, потребительский рынок, зоны повышенных рисков.

— И как долго может продлиться упорядочение технических регламентов?

— Если будут добротные законопроекты, мы готовы уже этим составом Думы принять основной пакет технических регламентов, который позволит существенно улучшить ситуацию. Это вполне реально. Надо понимать, что потери от задержек в переходе на новую систему технического регулирования исчисляются в таких координатах, как проценты роста ВВП, поступления в бюджеты всех уровней, конкурентоспособность отечественной экономики.

Время новостей

N°10

24 января 2006

Время новостей

***