Стрелять в перелетных птиц бессмысленно, вредно и безнравственно
Перелетные птицы готовятся встать на крыло, их первые стаи появятся в южных пределах России уже через месяц. Активная стадия миграции в нашей огромной стране продлится до конца мая. Прилет птиц – обычно любимая в России пора, однако, сегодня добрые чувства готовы отступить на второй план под натиском страха, который рождает мысль о возможной пандемии «птичьего гриппа», разносчиками которого названы перелетные птицы.
Между тем, орнитологи ставят под сомнение «вину» диких птиц и считают, что «дело» против них возбуждено без всяких научных доказательств.
«Призывы беспощадно уничтожать дикие стаи вредны, нелепы и постыдны, — считает генеральный директор Центра охраны дикой природы Алексей Зименко. – Они только приближают к развитию опасной тенденции, способной действительно привести к эпидемии».
Ученые предупреждают о непредсказуемых последствиях, которые вызовет отстрел птиц, называют подобную меру не только абсолютно антиэкологической и антигуманной, но и совершенно бессмысленной. Птицы очень подвижны, их так много, что всех невозможно истребить, даже если поставить под ружье все население России. К тому же, мало кто знает, что передвижение перелетных птиц происходит в ночное время.
«Обвинение перелетных птиц в заносе вируса «птичьего гриппа», прозвучавшее в июле 2005-го года, во время сибирской вспышки заболевания, поспешно и не выдерживает научного анализа. Во всяком случае, в большинстве отмеченных в Сибири вспышек птичьего гриппа роль диких птиц не доказана», — считает ведущий сотрудник Центра здоровья диких животных ВНИИ природы Министерства природных ресурсов России Евгений Кузнецов. Ученый обращает внимание на то, что эти вспышки произошли в «глухой» период, когда миграция минимальна, и вряд ли здесь замешаны дикие птицы.
Схема заражения «птичьим гриппом» специалистам вообще до сих пор не известна: инфицируют ли домашнюю птицу дикие собраться, или – все происходит наоборот? По мнению Кузнецова, было бы продуктивно проанализировать и другие варианты попадания вируса в Россию. Он полагает, что в Новосибирск вирус, скорее всего, был занесен авиационным путем. Этот крупный региональный центр принимает прямые рейсы из Пекина. Вирус мог прибыть с пассажирами, товарами, сухими кормами. Не исключается также и версия о том, что вирус могли завезти (умышленно или случайно) с пометом больных кур: 1 грамма такого помета достаточно, чтобы уничтожить 1,5 миллиона кур. И все же, предполагаемые причины вспышек «птичьего гриппа» в России пока остаются гипотезами, и нужна огромная работа специалистов разных направлений, чтобы приблизиться к истине.
«Птичий грипп» не есть нечто новое: этот вирус существовал до начала цивилизации, спорадическими проявлениями сопровождает ее на протяжении всего пути и, несомненно, переживет человеческий род. Специалисты объясняют «бессмертие» этого вируса высокой мутагенностью, т.е. способностью к изменчивости, к быстрой перестройке генетического материала. У вируса есть особенность: он часто возникает одновременно в разных местах, и при этом нет никакой связи с перелетными птицами. Такое впечатление, что у «птичьего гриппа» существует своя ритмика, своя эволюция. Человек не может им заразиться обычным путем — вирус сначала должен приспособиться. В одной клетке живого организма должны оказаться вирусы разных штаммов, и тогда из этого генетического материала может произойти быстрая сборка производного — нового штамма. Эта вариабельность и отличает вирус от других живых организмов.
Особенно опасно, если вирус начнет активную «творческую деятельность» в организме такого животного, как свинья. Именно это случилось в 20-е годы прошлого столетия, во время знаменитой «испанки», унесшей 40 миллионов человек. Тогда болезнь называлась «птичьей чумой». В 30-е годы, на конференции ВОЗ, подведшей итоги страшной эпидемии, было принято решение переименовать заболевание в «птичий грипп», по ассоциации с тем, что птицы являются природным резервуаром данного вируса.
Дикие птицы часто сами болеют гриппом (как и люди), однако внутри популяции, как утверждают орнитологи, случаи повальной гибели крайне редки. И поскольку контакт с человеком у диких птиц минимален, «птичий грипп» не столь уж опасен — достаточно уважать цивилизационные нормы гигиены. Известно, например, что дети, погибшие в Турции, находились в близком контакте с больной птицей, и взрослых это никак не волновало.
Репликация вирусов «птичьего гриппа» у птиц происходит в желудочно-кишечном тракте, и потом все с пометом выделяется во внешнюю среду. «Стрельба по птицам неизбежно приведет к большому количеству подранков, которые будут иммунологически ослаблены. Через перо, кровь и т.д. они станут опасным биологическим материалом, дополнительным источником распространения вируса в природе, — считает врач-орнитолог Владимир Романов. — Подранки достанутся хищникам, наземным и пернатым, например, кошкам, собакам и воронам. Таким образом, мы своими руками приблизим «птичий грипп» к поселениям людей». Кроме того, во время отстрелов распуганные птицы будут искать новые прибежища, в том числе и близ человеческого жилья.
История уже знала примеры, когда человек зло и бессмысленно обрушивался на птиц. Между 1860 и 1890 годами американцы уничтожили всех странствующих голубей, уникальную популяцию, их просто съели в ресторанах. Зато теперь в штате Висконти можно погрустить у Мемориальной доски, увековечивающей память о последнем странствующем голубе. В следующем, 20-м веке китайский лидер Мао Цзедун приказал перебить всех воробьев, ворующих у народа пшеницу. Но различные вредители уничтожили весь урожай, и Китай оказался на грани голода.
Орнитологи предупреждают: если исчезнут птицы, наступит экологическая катастрофа в полном смысле, и ее последствия для человека могут быть непредсказуемыми. По сравнению с этой катастрофой проблема птичьего гриппа покажется обыкновенным насморком.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
17:27 | 23/ 01/ 2006
Обозреватель «РИА Новости» Татьяна Синицына
*