Заявки на участие в конкурсе подали три ведущих отечественных предприятия космической отрасли — РКК «Энергия», где делаются корабли «Союз», ГКНПЦ им. Хруничева, где были построены российские модули МКС, и НПО «Молния», на базе которого был создан первый отечественный «челнок» «Буран». Официальные результаты станут известны в феврале, когда из представленных проектов Роскосмос выберет лучший.

Новый российский многоразовый «челнок» должен прийти на смену пилотируемым кораблям «Союз», которые были разработаны более 30 лет назад. «Корабли «Союз» очень хорошие: они надежны, прошли множество модернизаций, — говорит глава Роскосмоса Анатолий Перминов. — Тем не менее корабли, естественно, морально и технически устаревают. Да и рассчитаны всего лишь на экипаж из трех человек. А задачи пилотируемых полетов усложняются. У американцев большие корабли, с отличной грузоподъемностью, но, как видим, ненадежные. Значит, нужно что-то среднее. Чтобы и экипаж был побольше, чем на «Союзах», однако не таким громоздким, как у американцев».

Тендер носит закрытый характер: с момента его объявления вводятся ограничения на детальную информацию о проектах-участниках. Тем не менее известно, что РКК «Энергия» представляет свой шаттл «Клипер». Он рассчитан на доставку к МКС и возвращение с орбиты до шести космонавтов, а также около 500-700 кг груза. Заметим, что «Союз» берет на борт последнего не более 200 кг. Хруничевцы предлагают транспортную космическую систему, разработанную на базе созданного ранее на фирме возвращаемого корабля снабжения. НПО «Молния» отстаивает свою модернизированную многоцелевую авиационно-космическую систему МАКС. Она представляет собой двухступенчатый комплекс воздушного старта, состоящий из самолета-носителя и орбитального самолета в пилотируемом или беспилотном вариантах. В качестве самолета-носителя могут быть использованы существующий самолет Ан-225 «Мрия» грузоподъемностью до 260 тонн или разрабатываемый сверхтяжелый многоцелевой самолет-триплан «Геракл».

Надо сказать, что когда вчера в Роскосмосе были вскрыты конверты с заявками, у НПО «Молния» поначалу возникли проблемы: конкурсная комиссия потребовала оформить заявку в соответствии с законодательством — кроме подписи руководителя предприятия в обязательном порядке там должна была присутствовать печать. Второе замечание эта организация получила за выражение предполагаемых бюджетных затрат в денежных единицах другого государства вместо российских рублей.

Теперь специалисты проанализируют эффективность и экономичность каждого проекта: характеристики бортовых систем и наземного комплекса управления, экспериментальной отработки, технические решения по средствам выведения и наземной космической инфраструктуре, технологии изготовления и конструкционные материалы, вопросы аэротермодинамики, баллистики и прочности, теплозащиты… Проект нового русского шаттла внесен в Федеральную космическую программу на 2006-2015 годы.

Кто победит? Эксперты чрезвычайно осторожны в оценках, хотя, по мнению некоторых, тот же «Клипер» имеет очень хорошие шансы. Если он станет первым, то может получить не только мощную государственную поддержку, но и привлечь интерес зарубежных инвесторов, в том числе Европейского космического агентства. Недавно в Берлине прошла встреча руководителей национальных космических агентств европейских стран и Канады. Помимо проблем МКС, они должны были обсудить вопросы финансирования и строительства нового российского челнока. Как сообщил гендиректор ЕКА Жан-Жак Дорден, решение по «Клиперу» пока не принято, но это вовсе не значит, что ЕКА не планирует участвовать в программе.

Как бы там ни было, победителя узнаем совсем скоро: 3 февраля эта организация будет «официально уведомлена». Это делается для того, чтобы в соответствии с российским законодательством в 20-дневный срок заключить государственный контракт на создание принципиально новой «космической лошадки».

Наталия Ячменникова

Дата публикации 19 января 2006 г.

Российская газета

*