День инженерных войск в России

День инженерных войск установлен Указом Президента РФ от 18 сентября 1996 года с учетом исторических традиций инженерных войск, их вклада в развитие оборонного потенциала страны. Приказом министра обороны РФ от 23 сентября 1996 года предписано ежегодно 21 января отмечать в Вооруженных Силах День инженерных войск; учредить памятный знак «300 лет инженерным войскам России».

Свою историю инженерные войска России ведут со времени Указа Петра Первого от 21 января 1701 года о создании в Москве «Школы пушкарского приказа», в которой готовили офицеров артиллерии и военных инженеров. Выпускниками Школы в 1702 году стали комплектоваться первые минерные подразделения регулярной российской армии. 16 января 1712 года Петр I приказал отделить инженерную школу от школы пушкарского приказа и расширить ее. Следом он создает и Санкт-Петербургскую инженерную школу (в 1719 году), в 1723 году переводит Московскую школу в Санкт-Петербург и объединяет их. В этих школах готовили унтер- и обер-офицеров инженерных войск. Для повышения привлекательности этих школ и для усиления значимости инженерных войск Петр I в своей Табели о рангах 1722 года офицеров инженерных войск числит на ранг выше офицеров пехоты и кавалерии. К 1725 году инженерные войска имели 12 штаб-офицеров, 67 обер-офицеров и 274 кондуктора. Центральным органом инженерных войск являлась Канцелярия главной артиллерии и фортификации. В 1753 году начальником инженерной школы назначается инженер-генерал Ганнибал Абрам Петрович, знаменитый «Арап Петра Великого», прадед А.С.Пушкина. В 1760 году из этой школы выпускается инженерным прапорщиком князь Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов, который направляется служить в Астраханский полк. Командиром этого полка был в то время полковник Александр Васильевич Суворов. Воины инженерных войск России принимали участие во всех сражениях по защите Отечества: Отечественной войне 1812 года, при обороне Севастополя (1854-1855), в годы русско-японской войны (1904-1905), первой мировой войны (1914-1918).

В СССР инженерные войска создавались в ходе организации Советской Армии. В период Великой Отечественной войны выполняли задачи по инженерному обеспечению боевых действий. Инженерные войска современных армий состоят из соединений, частей и подразделений, разделяются по назначению: инженерно-саперные, штурмовых заграждений и разграждений, мостостроительные (мостовые), понтонно-мостовые (понтонные), переправочно-десантные (амфибийные), позиционные, маскировочного, полевого водоснабжения (добычи и очистки воды), инженерно-строительные и другие. В процессе реформирования инженерных войск ВС РФ приоритет отдается созданию компактных, технически оснащенных региональных комплектов, готовых к гибкому применению и решительным действиям в условиях возникновения военной угрозы, кризисных ситуаций природного и техногенного характера, способных выполнить необходимые задачи по инженерному обеспечению оперативно-стратегического развертывания войск и прикрытия Государственной границы. По технической вооруженности инженерные войска Министерства обороны РФ по многим показателям превосходят лучшие образцы вооружения инженерных войск развитых стран или находятся на одном уровне с ними. Высокой оценки заслужили действия подразделений инженерных войск в «горячих точках»: Абхазии, Чечне, Боснии и Герцеговине, на таджикско-афганской границе и других местах боевых действий. Инженерные войска есть в структурах Министерства обороны, Внутренних войск МВД, Федеральной пограничной службы, МЧС. На них возлагается выполнение наиболее сложных задач инженерного обеспечения, требующих использования техники, боеприпасов и специальной подготовки личного состава. Задача инженерных войск, обусловленная возросшей угрозой мирового терроризма и связанная с противодействием минному террору, по характеру комплексная, многополярная. Она требует специального оснащения, целевой подготовки специалистов. Сегодня эта задача оказалась на стыке служебной деятельности многих силовых структур и решается всеми в тесном взаимодействии. Специалистов для инженерных войск в России готовит Военно-инженерный университет, образованный 1 сентября 1998 года на базе Военно-инженерной академии имени В.В.Куйбышева, с двумя филиалами — на базе Тюменского и Нижегородского ордена Ленина, Краснознаменного высших военных инженерных командных училищ.

1905 — родился Кристиан ДИОР

1905 — родился Кристиан ДИОР, французский кутюрье; модный Дом Диора был и остается одним из ведущих в Европе.

Родившийся в небольшом нормандском городке Гранвиль на северо-западе Франции, Кристиан Диор пришел в большую моду сразу же после окончания военной службы. Сначала он стал художником одного из иллюстрированных журналов, а потом Диора заметил известный парижский модельер Робер Пиге, который пригласил его в 1938 году в свой дом моделей. Спустя восемь лет Кристиан Диор создал свою собственную марку, которой было суждено завоевать весь мир и прославить имя дизайнера. Первая коллекция Кристиана Диора была показана публике в Париже в феврале 1947 года. Она сразу же вызвала сенсацию. Приталенные костюмы, узкие плечи и пышные юбки — именно таким выглядел совершенно новый силуэт от Диор, покоривший сердца модниц своей потрясающей женственностью, казавшейся глотком свежего воздуха после жесткой моды военной поры. Именно с этого времени ведет свой отсчет современная дизайнерская традиция и мода. Год спустя после знаменитого показа, параллельно с созданием очередных коллекций, Кристиан Диор начал осваивать систему продажи лицензий или патентов на все аксессуары, которые производят уже не в самом Доме, а на других предприятиях. Параллельно была открыта фирма «Духи Диор», и уже в 1947 году появились духи «Мисс Диор», за ними последовали «Диорама» и «Диориссимо». (в 1985 году были созданы духи «Пуазон», в 1991 году — «Дюна», в 1998 — «Дольче Вита»). Успех сопутствовал Диору не только на подиуме. Он принял участие в постановке 15 фильмов, создавая костюмы для таких актрис, как Ева Гарднер, Марлен Дитрих в картинах Хичкока и Марка Робсона. У Диора учились несколько поколений французских и мировых кутюрье. Великий дизайнер скончался в 1957 году в возрасте 52 лет в Италии. Новую жизнь вдохнул в империю Диора купивший эту марку крупнейший бизнесмен современной Франции Бернар Арно. В 1996 году Арно приглашает в качестве главного кутюрье тогда еще никому неизвестного британца Джона Гальяно. Под руководством Гальяно Кристиан Диор вновь становится лучшим и наиболее интересным Домом высокой моды, приносящим доходы в миллиарды долларов.

1906 — родился Игорь Александрович МОИСЕЕВ

1906 — родился Игорь Александрович МОИСЕЕВ, балетмейстер, народный артист СССР.

Игорь Моисеев родился 21 января 1906 года в Киеве в семье мелкопоместного дворянина. Отец — Моисеев Александр Михайлович — юрист, адвокат. Мать — Грэн Анна Александровна. Танцу учился в Москве — сначала в частной балетной студии В.И.Масоловой (1920), затем в Хореографическом техникуме Государственного Академического Большого театра в классе А.А.Горского (1921 — 1924). В 1933 году окончил Университет искусств. После окончания техникума был принят в балетную труппу Большого театра. В 1931-1937 годах был солистом в Большом театре, исполнял партии Рауля в «Теолинде», Мато в «Саламбо», Иосифа в «Иосифе Прекрасном» и другие. В 1930 году, оставаясь артистом балета, Моисеев становится балетмейстером, постановщиком танцевальных сюит в оперных спектаклях «Кармен», «Демон», «Любовь к трем апельсинам», «Турандот»; на сцене Большого ставит балеты «Саламбо», «Три толстяка», «Спартак». В 1936 году стал заведующим хореографической частью Театра народного творчества. В 1937 году создал первый в стране профессиональный ансамбль народного танца. Первая репетиция нового ансамбля состоялась 10 февраля 1937 года. На протяжении 60 лет И.А.Моисеев является бессменным художественным руководителем ансамбля. Под его руководством были поставлены все программы: «Танцы народов СССР», «Мир и дружба», «В гостях и дома» и другие. За программу «Дорога к танцу» (1965) Моисеев был удостоен Ленинской премии, а коллектив — звания Академического. Моисеев является также постановщиком нескольких одноактных спектаклей в ансамбле: «Половецкие пляски» на музыку А.Бородина, «На катке» на музыку Р.Штрауса, «Ночь на Лысой Горе» на музыку М.Мусоргского, «Вечер в таверне» и многих других. Всего в репертуаре ансамбля собрано несколько сотен народных танцев — это картины, сюиты, хореографические поэмы и новеллы. Ансамбль с успехом провел гастроли более чем в шестидесяти странах мира.

В 1943 году И.Моисеев создал первую в стране профессиональную школу народного танца (хореографическая Школа-студия при ГААНТ). В 1966 году в Москве им был основан Хореографический концертный ансамбль (ныне Московский театр классического балета под руководством Н.Касаткиной и В.Василёва). Одновременно с работой в ансамбле И.А.Моисеев в разные годы выполнял поручения Правительства и Министерства культуры СССР. В 1920-1940-е годы правительство поручает молодому балетмейстеру постановки физкультурных парадов, массовых спортивных и танцевальных праздников, торжественных концертов и культурных программ, посвященных выдающимся событиям общественной жизни страны. И.Моисеев — кавалер девяти отечественных и 25 иностранных орденов, лауреат Ленинской премии, государственных премий СССР, России. Награжден тремя орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «За заслуги перед Отечеством» III и II степени. Удостоен американской премии «Оскар» в области танца, звания Почетного члена Народного собрания Франции и члена Французской Академии музыки и танца, звания доктора наук Международной Академии наук Сан-Марино. Член Коллегии Большого театра и член Президиума Российской Академии искусств. Автор научных статей по хореографии, автобиографической книги «Я вспоминаю…». К 95-летию со дня рождения ЮНЕСКО наградила Игоря Моисеева одной из самых своих престижных наград — медалью Моцарта. 16 мая 2004 года И.Моисееву вручена награда Фонда Улановой – «За беззаветное служение искусству танца». В марте 2005 года удостоен звания «Человек-Эпоха».

1775 — в Москве на Болотной площади казнен Емельян Иванович ПУГАЧЕВ

1775 — в Москве на Болотной площади казнен Емельян Иванович ПУГАЧЕВ, донской казак; в августе 1773 года объявил себя императором Петром III и поднял восстание яицких казаков.

Емельян Пугачев родился в станице Зимовейской на Дону в семье донского казака. Грамоте обучен не был. В 17 лет был зачислен в казацкую службу, около трех лет участвовал в Семилетней войне 1756-1763 годов и «за отличную проворность» был взят полковником в ординарцы. В 1768-1770 годах прошел русско-турецкую войну, заслужив чин хорунжего. В 1771 году в связи с болезнью просил отставку, но получил отказ. Не желая более служить, неоднократно совершал побеги, несколько раз был арестован, но снова бежал, скрываясь в раскольничьих скитах, странствуя по Украине, Польше, Дону, Уралу. В 1772 году яицкие казаки в ответ на отобрание казацких «вольностей» решили уйти за Кубань. Пугачев готов был их возглавить, но в очередной раз был арестован. В 1773 году, после успешного, шестого, побега, Пугачев вошел в казацкий «круг» в ста верстах от Яицкого городка, объявив себя спасшимся от смерти Петром III («И я, государь Петр Федаравич, во всех виных прощаю и жаловаю я вас: рякою с вершын и до устья и землею, и травами, и денежным жалованьям, и свиньцом, и порахам, и хлебным правиянтам»). Восстание Пугачева охватило территорию более 600 тысяч квадратных километров, поколебав «государство от Сибири до Москвы и от Кубани до Муромских лесов». Пугачев проявил незаурядную смелость, талант, ум и жестокость, но стать справедливым крестьянско-казацким царем не сумел и, потерпев поражение от А.И.Бибикова, а затем от П.И.Панина, был выдан своими же сообщниками. Доставленный в Москву в железной клетке А.В.Суворовым, Пугачев, по утвержденному Екатериной II приговору Сената, 21 января 1775 года был четвертован. Личность Пугачева привлекла внимание крупнейших отечественных историков, первым из которых стал А.С.Пушкин.

1855 — родился Джон БРАУНИНГ

1855 — родился Джон БРАУНИНГ (1855-1926), американский конструктор и промышленник.

Джон Браунинг родился 21 января 1855 года в Огдене, штат Юта. Наибольшее распространение получили его автоматические пистолеты (патенты куплены бельгийской фирмой Герсталь), первые образцы которых появились в 1897-1898 годах. Первый патент на казнозарядную систему получил Браунинг получил в 1879 году; конструировал дробовые ружья на фирме «Ремингтон», однозарядные винтовки винчестер, многозарядные ружья, пулеметы. Наибольшую известность ему принес автоматический (самозарядный) пистолет, запатентованный бельгийской оружейной компанией «Фабрик Националь» («ФН» в Герстале). Конструкции Браунинга неоднократно копировались и служили предметом подражания для специалистов других стран: Пистолеты конструкции Браунинга: Браунинг 1900, Браунинг 1903, Браунинг 1906, Браунинг 1910/1912. В 1917 году Браунинг разрабатывает станковый пулемет, право на производство которого покупает фирма Кольт. В 1919 году Браунингом разрабатывается уже ручной пулемет, созданный на базе его станкового пулемета 1917 года. В 1918 году Джон Браунинг разрабатывает конструкцию автоматической винтовки с перезарядкой за счет отвода части пороховых газов из канала ствола. Она получила название «БАР» (Браунинг Автоматик Райфл) и производилась в нескольких странах. В 1921 году Браунингом был разработан крупнокалиберный пулемет, который получил название «Браунинг М2». Его конструкция получилась настолько удачной, что он состоял на вооружении около 50 стран мира и производится до сих пор. Умер Джон Мозес Браунинг 26 ноября 1926 года в офисе фирмы «Фабрик Националь» от сердечного приступа. Его тело было перевезено на родину в Америку и захоронено там с военными почестями. Уже после смерти Браунинга, в 1935 году, компания «Фабрик Националь» запустила в производство то, что не успел доделать при жизни сам Браунинг — модель самозарядного пистолета «Браунинг Хай-Пауэр». Над ее доводкой работал конструктор Дидьен Сэв, позже разработавший штурмовую винтовку FN FAL. Пистолеты, а также ручные, станковые и крупнокалиберные пулеметы системы Браунинг с воздушным охлаждением ствола состоят на вооружении многих армий.

1885 — родился Умберто НОБИЛЕ

1885 — родился Умберто НОБИЛЕ, итальянский дирижаблестроитель, полярный исследователь.

Умберто Нобиле родился в Лауро (Авеллино) в семье юриста. Обучался в частной и государственной школах, лицее в Неаполе. По окончании инженерно-математического факультета университета в Неаполе пошел работать в дорожно-мостовое управление. Год спустя перешел в генеральную инспекцию железных дорог. В 1910 году в Неаполе впервые увидел полеты французского летчика Кине на биплане «Фарман», после чего увлекся воздухоплаванием. Подал документы в училище в Риме, которое готовило специалистов по сооружению воздухоплавательных аппаратов. По его окончании снова возвратился в Неаполь. В 1914 году, в начале первой мировой войны, был направлен на военный завод, где строились и испытывались воздухоплавательные аппараты для военно-морского флота. Участвовал в испытании нескольких видов дирижаблей. В 1916 году предложил разработанный в содружестве с Уго Пеше проект нового дирижабля «О» (от итальянского observatore — наблюдатель). Проект был одобрен, и завод изготовил пятнадцать таких дирижаблей. В 1917 году Нобиле был назначен на пост заместителя директора завода и навсегда связал свою судьбу с дирижаблестроением. В 1919 году уже в качестве директора завода приступил к строительству нового дирижабля «T-34», рассчитанного на трансатлантические перелеты. Весной 1924 года Нобиле встретился с известным норвежским полярным исследователем Амундсеном, который хотел заказать два гидроплана для полета к Северному полюсу. Приезд Амундсена и планы его предстоящей экспедиции широко освещались в газетах. Именно тогда Нобиле пришел к выводу, что для географических исследований целесообразнее использовать дирижабль, чем самолет. Год спустя после безуспешной попытки достичь полюса на гидропланах Амундсен пригласил Нобиле участвовать в экспедиции на итальянском дирижабле через весь Северный Ледовитый океан от Свальбарда до северных берегов Аляски, покрыв расстояние более чем в 3500 километров. В апреле 1926 года усовершенствованный для полетов в условиях Арктики дирижабль «N-I», или «Норге», как называл его Амундсен, вылетел из Рима и через Пулеме (Англия) и Осло прибыл в Гатчину под Ленинградом, покрыв за пять дней расстояние в 4300 километров. 11 мая из Кингсбея «Норге» начал перелет через Полярный бассейн. Экипаж дирижабля состоял из тринадцати человек: шести итальянцев, шести норвежцев, одного шведа и трех участников экспедиции, не имевших отношения к управлению воздушным кораблем: Амундсена, Элсуорта и журналиста Рамма. Командиром корабля был Нобиле. 12 мая «Норге» достиг Северного полюса. С борта дирижабля были сброшены три флага: норвежский, американский и итальянский. «Норге» проследовал дальше, двигаясь вдоль 150° западной долготы, и 13 мая пересек Северное побережье Аляски. По плану дирижабль должен был приземлиться в Уэйнрайте, но, подсчитав, остатки горючего, Нобиле решил лететь до Нома. Берингов пролив встретил их ураганным ветром и густым туманом. Пришлось изменить маршрут и приземлиться у эскимосского селения Теллер в ста километрах от Нома. Перелет из Кингсбея в Теллер протяженностью 5300 километров над неизведанными просторами Ледовитого океана стал одним из самых значительных достижений в истории воздухоплавания.

В 1928 году Нобиле возглавил итальянскую экспедицию к Северному полюсу на дирижабле «Италия». Стартовав в Кингсбее 23 мая, «Италия» при сильном попутном ветре уже на следующий день достигла полюса. Снизившись до ста метров, члены экспедиции сбросили на лед итальянский флаг и большой дубовый крест, врученный им папой Пием XI. Затем вновь набрали высоту и отправились в обратный путь. Однако возвратиться в Кингсбей «Италии» не было суждено: 25 мая дирижабль потерпел катастрофу. Первым, кто услышал от радиста дирижабля сигнал бедствия, был радиолюбитель Шмидт из архангельского села Вознесенье-Вохма. 23 июня шведский пилот Лундборг снял с дрейфующей льдины тяжелораненого Нобиле. Остальных членов экспедиции спасли моряки ледокола «Красин». В 1932-1936 годах Нобиле работал в СССР в качестве консультанта Дирижаблестроя. В 1939 году уехал в США, где преподавал аэронавтику. Возвратился в Италию после второй мировой войны. В 1946 году был избран депутатом Учредительного собрания. Последние годы жизни посвятил литературной деятельности, написал несколько книг и множество статей. Скончался в возрасте девяносто трех лет.

"РИА НОВОСТИ"

*