Вокруг обмена музыкой через интернет разгорается новая политическая баталия. Она инициирована компанией, предложившей способ автоматически выявлять в сетях типа Kazaa песни, защищенные авторскими правами, и блокировать нелегальные загрузки.

Специалисты калифорнийской фирмы Audible Magic ходят по кабинетам вашингтонских чиновников, демонстрируя технологию, которая может размещаться внутри программ peer-to-peer и автоматически пресекать обмен музыкой в исполнении таких артистов, как Бритни Спирс или дуэт «Ауткаст».

Технология компании еще тестируется и может оказаться неработоспособной. Но демонстрации уже привлекли внимание некоторых законодателей. «Определенно, это может заинтересовать людей на (Капитолийском) Холме, — сказал один высокопоставленный сотрудник конгресса, который присутствовал на демонстрации. — Сейчас мы открыты для всего разнообразия возможных решений. Конечно, подобная технология – это выход».

Как и следовала ожидать, Audible Magic стала протеже Американской ассоциации индустрии звукозаписи (RIAA), которая помогла компании проникнуть в офисы законодателей и чиновников. Она утверждает, что фирмы, организующие обмен файлами, если они не хотят способствовать массовому нарушению авторских прав, должны взять на вооружение Audible Magic или подобную ей технологию.

Поддержка RIAA и продолжавшийся месяц пресс-тур создали технологии репутацию среди законодателей, властей и университетов. После демонстрации в конце января проректор Рочестерского университета Чак Фелпс поручил своим специалистам оценить эту технологию на предмет ее применения в университетском кампусе.

RIAA, по крайней мере пока, не настаивает на законодательном или принудительном использовании ПО Audible Magic. Тем более что в год выборов вряд ли можно рассчитывать на сколько-нибудь серьезное отношение конгрессменов к какой-либо проблеме. Но peer-to-peer компании хорошо знают, что такое политически подкрепленный напор — и какую угрозу он представляет для мира файл-свопинга.

Правозащитники и сторонники обмена файлами резко критически настроены по отношению ко всякой технологии, контролирующей или блокирующей этот или любой другой интернет-сервис. По их словам, применение фильтров нарушает свободу слова и препятствует технологическому прогрессу, служа относительно узким интересам индустрии развлечений.

Тем не менее ошеломляющая популярность файлообменных сетей типа Kazaa зиждется главным образом на обмене песнями, видеозаписями и программами, защищенными авторскими правами. Требование установить фильтры может подорвать деятельность этих сетей, как это произошло с Napster.

Не так давно руководители peer-to-peer компаний, включая главу Sharman Networks Никки Хемминга, твердили законодателям, что установка адекватной системы фильтрации технически невозможна или невероятно трудна. Теперь некоторые из них сместили фокус, утверждая, что, даже если фильтрация технически возможна, ее принудительное внедрение будет катастрофический ошибкой.

Требование установки фильтров «будет означать провозглашение определенной технологии победителем в войне, которую индустрия (звукозаписи) ведет против обмена файлами, — говорит Адам Эйсгру, исполнительный директор ассоциации файлообменных компаний P2P United. — Индустрии развлечений пора вежливо объяснить, что на карту поставлены не только ее социально-политические интересы».

По словам Эйсгру, члены P2P United не видели технологии Audible Magic. На этой неделе его организация направила письма Audible Magic и генеральному директору RIAA Митчу Бейнволу с просьбой организовать презентацию.

В интервью CNET News.com Бейнвол сказал, что с радостью это сделает. «Сообщество peer-to-peer утверждает, что оно серьезно настроено в отношении фильтрации, но якобы технически не может этого сделать. Мы отвечаем им на это: „Тогда у нас есть для вас хорошая новость”».

От гибели Napster до Audible Magic

Первая проверка идеи фильтрации сетей обмена файлами состоялась в последние дни службы Napster, когда суды предписали компании заблокировать обмен защищенными авторским правом песнями с точностью, близкой к абсолютной. Сначала та попыталась ввести блокировку по ключевым словам, но пользователи стали просто переименовывать песни.

Затем Napster применила блокировку с использованием технологии «звуковых отпечатков пальцев», предоставленную её партнером Relatable, и буквально на следующее утро количество материалов, доступных для обмена, сократилось с десятков миллионов файлов до жалкой горстки. Вскоре после этого Napster закрыл свои двери для широкой публики.

Технология идентификации песен Audible Magic — плод труда группы бывших инженеров Yamaha, первоначально создавших это ПО для облегчения киностудиям поиска в гигантских базах данных звуковых эффектов, таких как звук шагов или скрип дверей. В конце 90-х они объединили усилия с бывшим маркетером Hewlett-Packard Вансем Айкезой и его молодой компанией Audible Magic и занялись идентификацией цифровых медиафайлов.

Работа технологии основана на определении «психоакустических» характеристик — по существу, это компьютерный эквивалент прослушивания самой песни. В результате процедура фильтрации получается гибкой. Песню можно скомпрессировать с ухудшением качества, вставить в ее начало или конец по несколько секунд тишины или преобразовать каким-либо иным образом – все равно система признает ее за ту же самую песню.

Эта технология уже завоевала доверие: ассоциация авторов и издателей песен SESAC применяет ее для контроля за радиоэфиром, чтобы подсчитывать число исполнений песен по радио и собирать за них роялти. Несколько заводов по выпуску CD используют эту же технологию для контроля за своим производством, чтобы убедиться, что их заказчики не пытаются издать контрафактные диски.

Однако именно усилия компании в сфере peer-to-peer поставили ее в центр дебатов по поводу защиты авторских прав.

Audible Magic предложила две разные версии своей технологии — для сетей и для самих программ обмена файлами. Много лет она занималась тестированием сетевого «механизма», который «сидел» бы у интернет-сервис-провайдера или в корпоративной сети и следил за текущим мимо трафиком данных. При выявлении защищенной авторским правом песни он прерывал бы процесс передачи.

В прошлом году испытания этой технологии проводил Университет штата Вайоминг, но они были прерваны, так как студенты стали жаловаться на вмешательство в их частную жизнь. Тогда Айкеза предложил специальную версию для университетов, которая просто блокирует защищенные авторским правом песни, не связывая определенные акты обмена с определенными пользователями.

Это вызвало новую волну интереса к технологии, например, со стороны Рочестерского университета, хотя объявленных пользователей у нее все еще мало.

Филёр внутри вашего ПО?

В последние недели компания наделала шума демонстрацией версии, встроенной в программу open-source Gnutella. По словам Айкезы, она точно так же может быть встроена и в другие пакеты для обмена файлами.

В этом варианте технология наблюдает за тем, какие песни загружает пользователь, и, набрав достаточно данных — обычно от трети до половины файла, связывается через интернет с базой данных Audible Magic. Если эта песня там есть, процесс загрузки прерывается.

Аналогично, демонстрируемое ПО обращается к базе данных и при помещении файлов в общедоступную папку. В случае обнаружения совпадения песня становится недоступной через сеть.

Эта вторая версия программы еще не прошла широкое тестирование. В однопользовательской демонстрации она работала хорошо, тем не менее ее широкое внедрение, особенно в таких сетях, как Kazaa или Morpheus, где ежедневно обрабатываются десятки миллионов запросов, может вызвать непредсказуемые последствия.

Более того, чтобы добиться крупномасштабной фильтрации, на файлообменные компании, которые вряд ли захотят добровольно внедрять эту технологию, придется оказать давление — возможно, через законодательство, говорит Айкеза. «Такое внедрение явно потребует той или иной формы кооперации поставщиков услуг peer-to-peer».

Даже если технология Audible Magic будет работать так, как при демонстрации, она еще далека от совершенства. Ее самым слабым местом, вероятно, станут шифрованные файлы и сети с шифрованием, куда ПО аудиоконтроля проникнуть не сможет. Нетрудно представить себе и хакеров, создающих «крекированные» версии программ обмена файлами со взломанной или удаленной технологией распознавания песен.

Audible Magic не единственная компания, разрабатывающая фильтры для свопинга. Так, Snocap, новая компания создателя Napster Шона Фаннинга, работает над аналогичной технологией с целью предоставить фирмам звукозаписи и музыкальным студиям способ получать доходы от сетей peer-to-peer.

Однако в сегодняшних спорах о обмене файлами риторики и политики ничуть не меньше, чем технологии, и в последние недели в этих спорах, похоже, незаметно произошел перелом. «Я достиг своей цели, которая состояла в том, чтобы заявить о нашей технологии, — говорит Айкеза. — Характерно, что вопрос „Возможно ли это?” сменился вопросом „Как это внедрить?”».

Джон Борланд (John Borland), CNET News.com

4 марта, 2004, 17:13

ZDNET Россия

*