ДОРОГИЕ друзья! Вот уже месяц, как мы не отворяли калитку нашего «Палисада», поскольку вой метелей и сугробы за окном не­сколько снижают актуальность разговоров об огородных хлопотах и садовых чудесах. Зато за это время в нашей почте появилось несколько вопросов на несколько иную тему, адресованных нашему постоянному автору Александру Хабургаеву. Все они касались проблем, связанных с животными, ведь помимо рубрик о растениях наш постоянный ав­тор ведет и зоологические передачи: «Домашний ковчег» на радио «Маяк» и рубрику «Зверский аппетит» в программе первого ка­нала телевидения «Большой обед».

«Какой вред могут причинить такие хозяе­ва домашним животным?» Артем Егоров, Москва.

Ну, во-первых, не все знают, что кошки или собаки болеют теми же самыми простудными болезнями, что и их двуногие хозяева: ларинги­тами, тонзиллитами, бронхитами, и так далее. В отличие от ребенка, щенок, разумеется, не будет сосать сосульки и бегать по улице нараспаш­ку, но наглотаться снега или напиться из лужи воды, наигравшись в догонялки, может запро­сто. Последствия подобной шалости будут ровным счетом такими же, как и у неразумного че­ловеческого детеныша, за которым недогляде­ли родители. Спросите любого ветеринарного врача, и он вам ответит, что пневмония у четве­роногих — не такая уж и большая редкость. Увы, многие владельцы до сих пор убеждены, что насморк или кашель бывают только у людей. Из чего делаем первый вывод: в эту коварную зим­нюю пору следует быть особенно внимательны­ми к своему питомцу и при первых тревожных признаках (заскучал, тяжело дышит, с трудом глотает) бегом бежать к доктору.

Еще один важный момент, на котором не­обходимо заострить внимание, — это риск застудить внутренние органы, особенно дето­родные. Кстати, у собачьих «женщин» они бо­лее уязвимы, чем у кобелей. Поэтому, если ва­ша четвероногая девочка слишком часто и с трудом «ходит по-маленькому», тем более с примесью капелек крови — значит надо как можно быстрее звать доктора, потому что ес­ли это цистит, то он может перейти в хрониче­скую форму, а там уже аукнуться воспалением почек или матки.

Справедливости ради стоит отметить, что у собак срабатывают и природные механизмы, защищающие организм от холодов. Один из них — это саморегулирование волосяного покрова.

Помню, как-то встретился мне бордосский дог (гладкошерстная собака одной из старинных французских пород) с неимоверной шерстью, как у дикого лесного вепря: из довольно пуши­стого подшерстка на спине и боках торчали длинные остевые волосы. Оказалось, что пес живет за городом в открытом вольере, вот и со­противляется организм южанина как может на­шим российским морозам.

Если вы живете в городе, то осмелюсь дать еще один совет: обзаведитесь собачей обувью. Во-первых, у домашних песиков не слишком за­каленные подушечки лап, что причиняет им не­которое неудобство в сильный мороз. Во-вто­рых, у иных животных между пальцами на во­лосках намерзают льдинки, и им становится больно ходить. Наверняка, и вам приходилось наблюдать, как они приседают, повизгивая, и стараются выгрызать зубами комки заледенев­шего снега. В-третьих, часто заигравшиеся пи­томцы режут лапы острой кромкой снегового наста, что особенно часто случается именно в такое время, когда морозы ударили после отте­пели. И наконец, в-четвертых, задумайтесь о том, чем поливают наши городские дороги и тротуары. Собачьи подушечки, может быть, и прочнее резиновых покрышек и подметок, но если пес начнет разлизывать лапы и глотать то, что к ним пристает — удар по печени будет очень сильный. Помните, что предупредить болезни намного проще и дешевле, чем их лечить.

«Часто приходится читать о некоторых по­родах, что в жилах этой собаки течет и вол­чья кровь. А существуют ли породы, в кото­рых участвовали другие псовые: лисы, Ша­калы, гиены?» Евгений Цырульников, Мо­сква.

Уважаемый Евгений! Гиены — это уже не псовые (даже гиеновые собаки), а что до других, то в этом направлении работы если не ведутся, то во всяком случае велись. С лисами потомст­ва получить не удалось, а вот собако-шакальи гибриды есть. Не могу утверждать, что кровь шакалов «приливали» некоторым породам, но вот для улучшения некоторых рабочих качеств к помощи дикой родни псовых прибегали. Есть такой замечательный биолог Клим Тимофеевич Сулимов. Лет тридцать назад министерст­во обороны СССР выделило немалые средства на его интереснейшие эксперименты. Дело в том, что нюх у шакалов намного лучше, чем у со­бак, поэтому кинологи и решили получить гиб­ридные особи, у которых можно сохранить сверхчутье. Однако задача оказалась совсем не простой. Если волки или койоты совершенно спокойно спариваются с одомашненными род­ственниками, то шакалы совершенно не воспринимали собак как половых партнеров. Мало того, они страдают крайней степенью антропо­фобии и очень недоверчивы к людям, что зна­чительно усложняет научную работу. Клим Ти­мофеевич решил прибегнуть к импритингу (так в науке называют формирование в раннем воз­расте устойчивой избирательности к внешним стимулам). Подобно тому, как утята следовали за футбольным мячом, приняв егоза маму, щен­ки шакалов и собак, выросшие вместе, уже воспринимали друг друга как членов одной стаи и, соответственно, половых партнеров. Вот тогда и началась настоящая работа по выведению но­вых четвероногих помощников, чей нюх на­много лучше, чем у традиционных спаниелей и шнауцеров. Но… Времена изменились, финан­сирование прекратили. Начались всевозмож­ные перестройки и антикризисные мероприятия. Клим Тимофеевич Сулимов перешел со своими собаками на службу в аэропорт Шер­метьево, где до сих пор они успешно работают на таможне, а уникальные работы с шакалами были остановлены. Казалось бы, сейчас, в све­те с мировыми усилиями по борьбе с террориз­мом, самое время вспомнить о практически завершенных исследованиях отечественного биолога, но… Сам Клим Тимофеевич, скромный пожилой человек, никогда штурмовать ка­бинеты столоначальников не будет, а всяческих добровольных продюсеров остерегается. Будем надеяться, что генералы оцепят, какую пользу их службам могут принести собако-шакальи г­бриды, обладающие тончайшим чутьем, и на­сколько их эффективность в поисках наркоти­ков, бомб, взрывчатки или оружия выше, чем у традиционных пород собак.

«Российская газета» № 10 (3976) от 20.01.2006

*