Россия: мобильники и сотовая связь подорожают
На российском сотовом рынке, приближающемся к насыщению, отмечается заметное снижение темпов роста числа абонентов мобильной связи. Как предсказывают аналитики, эта тенденция может в скором будущем привести к повышению тарифов и стоимости телефонов.
По оценкам аналитиков инвестиционного холдинга «Финам», уровень проникновения (соотношение между количеством проданных SIM-карт и официальными данными по населению) сотовой связи в России в 2005 году достиг 87%. Однако уже с 2006 года прогнозируется заметное снижение темпов роста числа мобильных абонентов. Эксперты прогнозируют, что в 2012 году количество абонентов достигнет 133 млн, а проникновение составит 96%. По предварительным прогнозам «Финама», если число абонентов сотовой связи в России к 2006 году должно было составить 123,68 млн, то к 2011 году их количество достигнет 131,74 млн (уровень проникновения — 95%).
«Можно согласиться с аналитиками «Финама»: в 2006 году действительно произойдет значительное замедление темпов роста абонентов сотовой связи в России, — рассказала CNews старший консультант IKS-Consulting Оксана Панкратова. — Однако цифра в 133 млн, будет достигнута уже в 2006 году. По нашим оценкам, проникновение SIM-карт в России в этом году превысит 100%». Те же цифры называют и аналитики J’Son and Partners, отмечая при этом, что, если говорить о реальном проникновении (доле людей, владеющих и активно пользующихся телефоном), то показатель будет в 1,5 раза меньше. По оценкам ИК «Атон», уровень проникновения к 2012 году приблизится к 109% (около 150 млн пользователей).
В «Финаме» считают, что в среднесрочной перспективе факторы, обеспечивавшие высокие темпы роста рынка сотовой связи (только за 2005 год проникновение увеличилось с 51% до 87%), снизят свое значение. «Ранее высокие капиталовложения сотовых операторов позволяли играть „эффектом масштаба“ на фоне снижающихся цен поставщиков. Это обеспечило расширение зоны покрытия и повышение качества предоставляемых услуг. Однако сейчас стратегия территориальной экспансии в России исчерпала свой потенциал, — отмечает аналитик „Финам“ Иван Кабулаев. — Кроме того, в ближайшее время не стоит ожидать дальнейшего снижения тарифов и стоимости телефонов, хотя последний момент и может частично компенсироваться развитием потребительского кредитования, а также ростом доходов населения».
«В условиях приближающегося насыщения рынка сотовой связи борьба за новых абонентов прекратится, и тарифы снижать уже будет незачем. Основной упор будет сделан на программы удержания существующих абонентов (путем введения различных бонусов и др.)». — считает г-жа Панкратова.
«Для снижения цен на телефоны нет пока никаких причин — спрос очень высокий, за новые дорогие трубки абоненты готовы выкладывать приличные деньги. К тому же, крупнейшие производители пока не готовы предлагать на рынок дешевые модели, которые не отличались бы по набору функций и качеству. В обозримом будущем будет наблюдаться рост тарифов в результате новых условий взаимодействия операторов и введения режима CPP (бесплатных входящих звонков)», — поддержала мнение коллеги Елена Баженова, аналитик по телекоммуникациям в ИК «Атон».
«Напрямую тарифы снижаться действительно не должны, по крайней мере, сами операторы будут этого всячески избегать. Но будет расти разнообразие тарифных предложений других услуг, предоставляемых за определенную ежемесячную плату. Так что в среднем стоимость 1 минуты будет снижаться и дальше. Что же касается телефонов, то нижняя планка их цены будет и дальше постепенно снижаться, но одновременно и фокус потребительского спроса смещается в сторону более функциональных и дорогих моделей. Так что средняя цена телефона сокращаться не будет, и даже будет несколько увеличиваться», — рассказал аналитик компании J’Son and Partners Борис Овчинников в беседе с корреспондентом CNews.
*