Группа СОК объявила, что условия контракта с АвтоВАЗом подконтрольного ей ООО «Соло» будут пересмотрены. В частности, группа отменит штрафные санкции в размере 14 млрд руб., которые сейчас предусмотрены в случае одностороннего разрыва контракта автозавода с «Соло». Однако, по данным Ъ, смягчение условий соглашения не поможет СОК сохранить бизнес по торговле запчастями к вазовским автомобилям и в ближайшем будущем завод откажется от услуг «Соло», создав собственную сбытовую структуру. Общие потери от разрыва отношений с АвтоВАЗом в СОК неофициально оценивают в $200-300 млн в год.

По словам Владимира Артякова, АвтоВАЗ пока не намерен разрывать контракт, который в начале года был продлен «на некоторое время»

Фото: Франк Вильягра / Коммерсантъ

Вчера пресс-служба СОК сообщила, что группа «вышла на руководство АвтоВАЗа с предложением оптимизировать условия контракта с ООО «Соло», контролирующим поставки запчастей к автомобилям Lada на внутренний рынок, без применения к АвтоВАЗу предусмотренных договором штрафных санкций». Кроме того, в заявлении СОК говорится, что группа «рассматривает возможность передачи торговли автомобильными запчастями новому менеджменту АвтоВАЗа». От дальнейших комментариев в СОК воздержались.

Замгендиректора ФГУП «Рособоронэкспорт», председатель совета директоров АвтоВАЗа Владимир Артяков подтвердил Ъ, что условия контракта претерпели серьезные изменения. «Из него исчез пункт о не совсем понятных односторонних штрафных санкциях к АвтоВАЗу на сумму 14 млрд руб., условия начисления которых были чрезвычайно сложны. И главное, условия контракта пересмотрены таким образом, что отныне АвтоВАЗ будет сотрудничать с «Соло», исходя из принципов взаимовыгоды»,– пояснил господин Артяков, отказавшись уточнить, как изменились цены поставок запчастей «Соло».

По словам Владимира Артякова, АвтоВАЗ пока не намерен разрывать контракт, который в начале года был продлен «на некоторое время». Другой источник Ъ в совете директоров завода утверждает, что сотрудничество с «Соло» продлится еще год. По словам собеседника Ъ, сейчас «Рособоронэкспорт» разрабатывает новую систему сбыта завода. «Скорее всего, в структуре АвтоВАЗа появится некое подобие торгового дома, который сначала займется дистрибуцией запчастей, а затем, возможно, и автомобилей через независимые дилерские сети. Сейчас во ФГУП присматривают кандидатуру на пост главы этой сбытовой структуры»,– говорит собеседник Ъ.

Источник Ъ в СОК отмечает, что в связи с потерей контроля СОК над вторичным рынок запчастей самарскую группу ожидают крупные финансовые потери. Официально группа сообщает, что в 2004 году «Соло» закупила у АвтоВАЗа продукции на 3,375 млрд руб. По словам источника Ъ в руководстве одного из производителей автокомпонентов, это значит, что ООО закупало запчасти по заводским ценам. «Таким образом, размер маржи «Соло» мог превышать 50%,– полагает собеседник Ъ.– Конечно, часть денег доставались дистрибуторам «Соло», но львиная доля прибыли уходила СОК». Причем группа потеряет не только прибыли от продажи запчастей. «Новое руководство АвтоВАЗа пересматривает с нами отношения почти по всем направлениям,– поясняет источник Ъ в СОК.– «Соло» – лишь один из примеров. После увольнения на этой неделе с завода начальника управления поставок автомобилей на внутренний рынок Юрия Амелина и директора по организации поставок автомобилей и запчастей Александра Наметкина мы потеряли контроль над поставками вазовских автомобилей на внутренний рынок». Общие финансовые потери СОК из-за пересмотра отношений с АвтоВАЗом, по оценке собеседника Ъ, могут превысить $200-300 млн.

ДМИТРИЙ Ъ-БЕЛИКОВ; РОМАН Ъ-БАГРОВ, НИКОЛАЙ Ъ-СЕМЕНОВ, Тольятти

№ 9 (№ 3340) от 20.01.2006, ПТ

"Коммерсантъ"

***