Зрителей посадят за роман Солженицына. Глеб Панфилов экранизировал "В круге первом"
В библиотеке-фонде «Русское зарубежье» был представлен новый телевизионный сериал по роману Александра Солженицына «В круге первом». Глеб Панфилов, Инна Чурикова, Евгений Миронов и другие члены съемочной группы рассказали о работе над фильмом. Первые части телесериала будут показаны на канале «Россия» в воскресенье, 29 января.
Шеф МГБ Абакумов (Роман Мадянов) заставил с вниманием следить за происходящим на экране
Фото: Алексей Куденко / Коммерсантъ |
А АРИНА Ъ-БОРОДИНА и ЛИЗА Ъ-НОВИКОВА увидели их фрагменты уже вчера.
На пресс-конференции творческую группу во главе с режиссером Глебом Панфиловым журналисты буквально пытали, насколько именно такой телесериал актуален именно сейчас. Действительно, сегодня в главной роли актуальнее смотрелся бы вовсе не интеллектуал, а, к примеру, олигарх. И можно ли теперь найти таких персонажей, как обитатели сталинской «шарашки» (научного института, где работают заключенные). Актер Евгений Миронов, исполнитель роли Нержина, даже посетовал, что ему было трудно играть такого положительного героя. А так как Нержин – персонаж автобиографический, актер обратился за помощью к самому Александру Солженицыну. И, что называется, ушел не солоно хлебавши: никаких «противоречивых» черт в писателе обнаружено не было. Судя по показанному на презентации рекламному ролику, остальным актерам тоже не так просто было изображать благородные и умные лица советских ученых. Еще пара десятков лет, и нашим актерам придется ехать куда-нибудь в Силиконовую долину, чтобы посмотреть, как выглядит «ученый обыкновенный».
Неоднократно поминали и предыдущий опыт канала «Россия» телесериал «Мастер и Маргарита». Как и в случае с «Идиотом», и с «Мастером», в первых сериях «В круге первом» рекламы не будет, а далее ее количество будет минимальным. Причем на этот раз обращено внимание не только на объем рекламы, но и на содержание рекламных роликов. «В круге первом» с точки зрения телевизионного формата вообще трудно назвать сериалом – это скорее давно забытое с советских времен понятие «многосерийный телевизионный фильм». По сведениям Ъ, все десять серий фильма имеют разный хронометраж, а не стандартные 52 минуты, как это обычно бывает у телесериалов. Первые сдвоенные серии имеют общую продолжительность 1 час 40 минут (а первая длится 60 минут). Да и сам способ премьеры «В круге первом» – проект стартует не с традиционного понедельника, а в воскресенье в самый прайм-тайм, в 21.00,– достаточно нетипичен для нашего телевидения. А уже затем с понедельника по четверг в это же время канал «Россия» будет показывать по одной серии из оставшихся восьми.
В любом случае «В круге первом» – случай особый. Александр Солженицын не только благословил эту затею, но и собственноручно написал сценарий к фильму, и даже читает закадровый текст. По словам присутствовавшей на пресс-конференции Натальи Солженицыной, писатель пока видел только черновой вариант фильма, однако уже высоко оценил работу Глеба Панфилова. «Это большое событие в жизни автора»,– заверила госпожа Солженицына.
Особенно писатель отметил работу Евгения Миронова, которому, кстати, еще два года назад вручил премию Солженицына за роль князя Мышкина в телесериале Владимира Бортко «Идиот». Автор сценария был также восхищен тем, как справился с ролью «рябого старика» Сталина Игорь Кваша. Да и остальные попадания показались ему точными. Ведь у многих героев «Круга» есть прототипы – от Льва Копелева и Дмитрия Панина до Константина Симонова (кстати, в роли писателя Галахова снялся писатель же Евгений Гришковец). Так вот, многие из актеров даже оказались на этих прототипов похожи.
Надо сказать, что для современного писателя телесериал не просто киноиллюстрация, хотя роман Александра Солженицына весьма кинематографичен. И не только решение проблемы со все уменьшающейся читающей аудиторией – а роман, несомненно, кинутся читать те, кто до 29 января и думать не думал о каких-то там «шарашках». Судя по тому, с каким пафосом все участники пресс-конференции говорили о литературной первооснове, можно сказать, что сегодня телесериал – необходимая составляющая «канонизации» писателя. С такой раскруткой не сравнится никакая Нобелевская премия.
№ 8 (№ 3339) от 19.01.2006, ЧТ
***