Искусство на вырост. Пушкинский музей открыл уникальный детский центр
Уникальный образовательных комплекс, не имеющий аналогов в отечественной музейной практике, открылся в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина. Центр эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон», как окрестили его музейщики, сочетает в себе полноценную художественную школу, кружки по истории искусства, археологии, нумизматике, студию для обучения компьютерному дизайну, художественную библиотеку с читальным залом, музыкальный салон, театральный зал с гримерной и детское арткафе.
Традиция работы с детьми в музее существует очень давно. Музей изначально задумывался его создателем Иваном Владимировичем Цветаевым как наглядный учебник для студентов Московского университета: основой коллекции были слепки с выдающихся произведений античной и западноевропейской скульптуры. Картинная же галерея, которой гораздо более известен музей сегодня, образовалась значительно позже. С 1920-х годов в музее уже появились первые кружки для детей от десяти до 14 лет, а с начала 1960-х сложилась существующая и поныне система в хорошем смысле элитного художественно-исторического воспитания, включающая в себя изостудию, клуб любителей искусства для учеников пятого-седьмого классов и клуб юных искусствоведов для старшеклассников. Школьники слушают лекции и занимаются в семинарских группах с музейными специалистами, готовят доклады и раз в год выезжают на недельные экскурсии по России или за рубеж. Как в годы хрущевской оттепели, так и в последующую эпоху застоя через эту музейную школу старались провести своих детей многие известные художники, актеры, музыканты, ученые. Многие из «детей музея» становились впоследствии его полноценными сотрудниками.
Популярность клубов с каждым годом росла, но музей не был готов предоставить под детскую работу отдельное помещение и соответственно принимать к себе всех желающих. Художественно-историческое воспитание скорее было точечным. В тот же клуб любителей искусств принимали не более 30 человек в год. В изостудию — и того меньше. В дни записи родители занимали очередь перед входом в музей с шести утра.
Открывшееся на днях новое помещение дает возможность музею по-настоящему развернуться. В реконструированной усадьбе XVIII — начала XIX века смогут обучаться, по словам директора музея Ирины Антоновой, около полутора тысяч человек в год. Помещения общей площадью около 2 тыс. кв. метров оборудованы по последнему техническому слову. В расположенных анфиладой классах для камерных семинарских занятий установлены плазменные панели и проекционные экраны для демонстрации слайдов или фильмов. Художественные мастерские по печатной графике оборудованы прокатным станком-прессом, керамическая мастерская — муфельной печью, театральный зал — профессиональным осветительным и звуковым оборудованием. Помимо театральных детских постановок здесь будут проходить показы детских фильмов и мультфильмов. Организовать встречу с детьми уже пообещал мультипликатор Юрий Норштейн.
Свой амбициозный проект, перекрывающий по масштабности существующие сегодня в Москве многочисленные детские центры, клубы и школы, Пушкинский музей вынашивал более 15 лет. Дирекция долго не могла найти деньги на детский центр, периодически менялись планы на то, как же все-таки лучше использовать имеющееся на балансе здание (в том числе рассматривались и варианты разместить здесь часть экспозиции). Но в итоге победила «детская» концепция. Стоит отдать должное г-же Антоновой, которой удалось привлечь к создающемуся детскому центру внимание всей столичной художественной элиты и собрать значительную сумму. Правда, помимо спонсорских взносов (например, от Юрия Башмета) музею пришлось использовать для реставрации особняка и черный труд известных деятелей искусства. Было организовано несколько субботников по уборке территории вокруг особняка. «Вместе с работниками музея трудились Олег Янковский, Никита Михалков, Марина Зудина, — вспоминает Ирина Антонова. — Олег Табаков грузил камни в тачку, Галина Волчек сажала кустарники».
Примечательно, что открывать «Мусейон» приехал лично глава Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой. «То, что сегодня происходит в Москве, очень важно для всех нас, — сказал он. — Важно, потому что теперь есть место, куда можно привести детей, быть за них спокойными. Понятно, что это невероятная работа всех, кто в ней принимал участие. Я отдельно благодарен строителям, потому что они работали в долг чаще, чем бы им этого хотелось. Но они шли на это с очаровательным артистизмом, видимо, потому, что они работали для детей».
Кирилл ВАСИЛЕНКО
Время новостей
N°7
19 января 2006
***