Через тендеры — к звездам. Кто построит новый космический корабль, мы узнаем в начале февраля
Изрядно поволноваться пришлось в среду руководству трех гигантов космической отрасли — ГНКЦ им. Хруничева, РКК “Энергия” и НПО “Молния”. В Федеральном космическом агентстве они представляли свои проекты новой космической транспортной системы, которая придет на смену кораблям “Союз” и “Прогресс”, разработанным еще 30 лет назад.
Заседание комиссии, которой предстоит решить судьбу многоразового космического корабля нового поколения, началось в 10 часов. Вскрыв конверты с предложениями от участников тендера, комиссия занялась доскональным изучением документов.
1. РКК “Энергия” (она создает “Союзы”) пришла на конкурс с проектом многоразового космического корабля “Клипер”. Читателям “МК” этот шаттл хорошо знаком — мы не раз рассказывали о его достоинствах, и наш корреспондент даже “слетал” на нем к МКС (виртуально). Напомним о его изюминках. “Клипер” рассчитан на доставку к МКС и возвращение с орбиты до шести космонавтов и до 700 кг груза. Корабль сверхнадежен: сможет приземлиться, даже если откажут системы управления. Он умеет летать в космосе автономно, а может “цепляться” к МКС. Комфортен — в нем можно стоять в полный рост, да и перегрузки здесь переносятся легче. По сравнению с американскими шаттлами дешев (правда, груза берет меньше).
2. НПО “Молния” (здесь был создан первый российский челнок “Буран”) заявило на конкурс многоцелевую авиационно-космическая систему (сокращенно — МАКС), только модернизированную. Она представляет собой двухступенчатый комплекс воздушного старта, состоящий из самолета-носителя “Ан-225” (украинская “Мрия”), на котором устанавливается орбитальный самолет или грузовой контейнер с внешним топливным баком. Базироваться МАКС может на обычных аэродромах 1-го класса, правда, несколько дооборудованных. Почти все элементы в системе многоразовые, за исключением блока выведения и внешнего топливного бака. Помимо этого, у МАКСа стоимость выведения полезных грузов на орбиту ниже (1 тыс. долларов за кг), чем у одноразовых ракет-носителей (12—15 тыс. долларов за кг) и многоразовых систем выведения первого поколения (советский “Буран” и штатовский “Space Shuttle”). Система экологически чистая (в ней используется нетоксичное топливо), может запускаться в любом направлении, имеет способность широкого маневрирования в продольной и боковой плоскостях при возврате с орбиты и так далее. Спектр ее предназначений велик — здесь даже можно производить кристаллы и биопрепараты в условиях вакуума и микрогравитации.
3. Хруничевцы представили транспортную космическую систему, разработанную на базе созданного ранее на фирме возвращаемого транспортного корабля снабжения. Известно, что этот “корабль снабжения” неоднократно использовался в составе модулей орбитальных станций “Салют”. Больше ни о каких подробностях в ГНКЦ им. Хруничева нам не сообщили. Правда, пообещали раскрыть все карты в случае победы проекта.
Предложения фирм-претендентов оценят по многим критериям. Главные из них: эффективность и экономичность каждого проекта, наличие наземной инфраструктуры и необходимых средств выведения в космос, совместимость корабля с наземными средствами управления. А о результатах конкурса объявят в первых числах февраля.
Московский Комсомолец
от 19.01.2006
Елена ПАВЛОВА.
***