Международная группа ученых на днях сообщила о сенсационном открытии: доктор астрофизики Фред ЛАХУС из обсерватории Лейдена и его коллеги из США обнаружили вокруг звезды IRS-46 молекулы, являющиеся химическими предшественниками ДНК и белков. Это означает, что органическая жизнь вовсе не уникальное свойство Голубой планеты: она может быть широко распространена по всей Вселенной.

— Молодая звезда IRS-46 расположена на расстоянии 375 световых лет от Земли в созвездии Змееносца, — рассказывает доктор Лахус. — Ее окружает плоский диск из газа и пыли, который в конечном счете может превратиться в планетную семью. Спектральный анализ диска показал наличие в нем углекислого газа, ацетилена и цианида водорода. Причем, судя по температуре этих газов (в районе точки кипения воды), они расположены главным образом недалеко от звезды: примерно на том же расстоянии, на какое Земля удалена от Солнца.

— Такие газы были найдены и в нашей собственной Солнечной системе — в атмосферах планет-гигантов, на Титане и на поверхностях комет, — комментирует открытие доктор физико-математических наук, директор радиоастрономической обсерватории РАН в Пущино Рустем ДАГКЕСАМАНСКИЙ. — Они же ранее были замечены вокруг массивных звезд, но последние, как думают ученые, едва ли могли сформировать планеты с жизнью. На Землю эти молекулы, возможно, прибыли из космоса миллиарды лет назад (возможно, благодаря кометам) и послужили основой жизни. Подобный процесс вполне мог происходить и в других точках галактики, формируя варианты органической жизни, различные в зависимости от состава атмосферы планет, их удаленности от светила и многих других факторов.

По словам ученого, процесс происходит так: ацетилен и цианид водорода в присутствии воды соединяются, формируя аминокислоты, которые и составляют белки, а также одно из четырех химических оснований, которые становятся основой ДНК.

— Даже в домашних условиях можно проделать простой опыт по “зарождению жизни”: смешать в пробирке цианид водорода, ацетилен и воду и дать им возможность прореагировать. Через минуту вы получите массу органических составов, включая аминокислоты и аденин, — продолжает Дагкесаманский. — Именно эти вещества лежат в основе органических соединений. Теперь стало возможным обнаружить те же самые молекулы в зоне формирования планет у звезды в сотнях световых лет от нас. Это, безусловно, научный прорыв: открытие в очередной раз заставляет задуматься о распространенности жизни во Вселенной, но на сей раз с оптимизмом. На фоне этого открытия наше одиночество во Вселенной представить себе очень трудно…

Почему же тогда братья по разуму молчат? По мнению ученых, все дело в несовершенстве технических средств, к которым мы прибегали для их поиска.

— В нашей галактике десять в одиннадцатой степени звезд, примерно столько же и галактик во Вселенной, — рассуждает Дагкесаманский. — Уже открыто более 150 планет. Все они очень большие — примерно такие, как Юпитер. Но если существуют большие планеты, то почему не должно быть планет земной группы? Они наверняка имеются, а значит, на них могла развиться жизнь, аналогичная нашей. Так что наверняка наши братья по разуму где-то есть. Почему же тогда у нас с ними до сих пор не налажена связь? Дело в том, что мы ищем контакт весьма неудачным способом — используя радиоастрономию. Это передача сигналов со скоростью света — сто и более световых лет. То есть, если послать сигнал на такую планету, ответ может прийти через 500 или тысячу лет. Что может дать диалог с интервалом в целую земную эпоху? Кроме того, такая связь очень дорога. Поэтому должны существовать другие, пока еще неизвестные, способы общения между разумными космическими цивилизациями.

Еще один вопрос — готовы ли мы к такому общению. На эту тему существует огромное количество научно-популярной и философской литературы. Ведь форма жизни, с которой нам, возможно, предстоит столкнуться, совсем не обязательно будет адекватна нашим представлениям о разумном поведении. Нет никаких гарантий того, что “зеленые человечки” будут демонстрировать дружественные намерения и, самое главное, что мы поймем друг друга. Одно из самых глубоких произведений на эту тему — “Солярис” великого ученого и фантаста Станислава Лема, где мыслящая субстанция Океан оказывается в глубоком нравственно-психологическом противоречии со своими гостями — землянами. Люди думают, что изучают покрытую водной гладью планету — на самом же деле планета изучает их, вытаскивая из глубин подсознания фантомы и миражи и материализуя их. Удалось ли представителям рода человеческого найти общий язык с абсолютно иной формой сознания? На этот вопрос четкого ответа нет.

«Труд» №6 (24934), 18.01.06