Удастся ли создать по итогам Всероссийского гражданского конгресса единую демократическую партию, станет ясно в течение двух месяцев. Такой срок определен в принятой вчера резолюции Комитета действия конгресса. Заседание комитета проходило бурно. Сопредседателю Георгию Сатарову даже пришлось свистеть, привлекая внимание коллег.

Георгий Сатаров уверен, что у демократов все еще получится.

Фото:АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН

Комитет действия, сформированный по итогам прошедшего 12 декабря прошлого года Гражданского конгресса, вчера собрался в московском Независимом пресс-центре. Мероприятие началось с бурных выяснений некоторыми участниками, почему их не внесли в список. Особенно возмущался воронежский правозащитник Андрей Юров, который потом из принципа все время голосовал «против». Порядок восстановил сопредседатель конгресса Георгий Сатаров, назвавший происходящее бедламом и сообщивший, что за прошедший после конгресса месяц «благодаря Владимиру Владимировичу и его ребятам» энтузиазма у него прибавилось, и «очевидно, что все у нас получится».

Затем около часа обсуждали регламент. Написавшего его Бориса Надеждина упрекнули, что он написан так, что никого больше в комитет не удастся принять и что недостаточно вывешивать все решения на сайте в Интернете, а надо еще рассылать по почте. Тот, оправдываясь, заметил, что не возражает, если решения будут рассылаться по обычной почте, а также «электронной, голубиной и совиной». Присутствующие вновь расшумелись, и Георгию Сатарову пришлось по-разбойничьи засвистеть, чтобы снова восстановилась тишина.

Затем в список к 55 членам комитета добавили еще около 20 человек, в том числе забытого Юрова, депутата Госдумы Владимира Рыжкова и «гражданина Белых». Следующим вопросом была структура организации. Андрей Юров предложил создавать ее в форме сети, без единого штаба в Москве и по подобию «оранжевых» и террористов, которые сильны тем, что у них нет одной головы. Гарри Каспаров добавил, что эта структура не будет регистрироваться, чтобы «не было вопросов, разрешат или нет».

Георгий Сатаров, в свою очередь, заключил, что Гражданский конгресс будет представлять собой сетевое сообщество с произвольным членством граждан и организаций любой формы. Затем он зачитал резолюцию Комитета действия, в которой говорилось о недопустимости торгов с властью, о призыве к лидерам демократических партий в двухмесячный срок заявить о готовности создать новую партию и о едином кандидате от демократов на выборах 2008 года.

Директор Института коллективного действия Александр Аузан подчеркнул, что 10–15% голосов, полученных на грядущих парламентских выборах, все равно не устраивают, поскольку, если большинство останется за партией власти, ничего кардинально изменить не удастся. И для демократизации политического процесса призвал работать и с левыми, и с националистами, отделив их от фашистов, «потому что это не одно и то же». Депутат-яблочник Сергей Попов попросил определиться, будет ли конгресс заниматься демократизацией или строительством демократической партии, потому что, «если одной рукой вести машину, а другой обнимать женщину, не получится хорошо сделать ни то, ни другое». А Гарри Каспаров обвинил в ответ «яблочников» в том, что они зовут всех вступать в свою партию, а все туда уж точно не пойдут. Известная правозащитница и сопредседатель конгресса Людмила Алексеева успокоила его, заметив, что партийные лидеры к конгрессу все равно придут, потому что «без нас они вообще импотенты».

АЛЕКСАНДР КОЛЕСНИЧЕНКО

18.01.06

среда

«Новые Известия»

***