Пандемия гриппа неизбежна, но от нее есть защита, заявил Геннадий Онищенко.

Никакое лекарство, никакая вакцина не уберегут от гриппа, если сам человек не научится ценить и беречь собственное здоровье. Эта тема превалировала на встрече в редакции с Главным государственным санитарным врачом РФ Геннадием Онищенко.

Польза ажиотажа

Российская газета | Согласно многолетнему опыту, прогнозам специалистов, до традиционного зимнего наступления гриппа остались считанные дни. Но никогда ранее не был так велик интерес к этой инфекции, как в нынешнем сезоне. Виной тому ажиотаж вокруг случаев птичьего гриппа.

Геннадий Онищенко | Есть данные Всемирной организации здравоохранения: с 2003 года в мире зарегистрировано 146 случаев заболевания людей птичьим гриппом. Умерли 76 человек. Большой процент. Но вдумайтесь: с 2003 по 2006 год — 146 случаев. А обычным гриппом каждый год только в нашей стране заболевает три миллиона человек. Привыкли к нему? Даже шутим: если его лечить, то он длится неделю, а если не лечить, то семь дней. И все наши увещевания о том, что это болезнь опасная, серьезная, все наши призывы о вакцинации против гриппа, о том, что нужно строго следовать рекомендациям врача, не разносить заразу по учреждениям, что перенести грипп на ногах — это псевдогеройство, которое нередко заканчивается летальным исходом, и так далее — все тщетно. Все мимо.

Вынужден повторяться, заниматься санпросветом: грипп чрезвычайно опасен своими осложнениями. Особенно у стариков — у них ослаблен иммунитет. Особенно у детей — у них еще иммунитет полностью не сформировался. То почки перестали работать, то сердечная аритмия возникла, о воспалении легких уж и не говорю. Достаточно заглянуть в детскую республиканскую больницу — большинство ребятишек попали в нее после гриппа. Он каждый год наносит во всех странах мира огромный урон здоровью и экономике. Мы муссируем сейчас три случая смерти от птичьего гриппа в Турции, забыв о том, что в этой стране каждый день умирают несколько тысяч обычной смертью. Забываем об автомобильных катастрофах, о том, в каком санитарном состоянии дома, улицы, о том, как мы безобразно питаемся. Спокойно, например, относимся к тому, что наши дети вместо горячей калорийной, витаминизированной пищи наполняют свой бедный желудочек чипсами, непонятно откуда взявшимися и где и сколько пролежавшими.

РГ | Нас действительно мало пугают эпидемии — привычно. А вот пандемия вызывает не просто беспокойство — панику. Тут, наверное, уместно напомнить еще раз, что все гриппы от птиц, что все пандемии, в том числе и «испанка» начала прошлого века, — тоже птичьей природы?

Онищенко | Не надо беспокоиться: пандемия будет. И знаете, в этой всеобщей тревоге есть один положительный момент — привлечь всеобщее внимание к самой распространенной инфекции. Глядишь, и перестанут игнорировать гриппозную проблему. Вообще где-то с шестнадцатого века говорят о пандемии гриппа. Но тогда пандемии шли вяло: самолетов не было, пароходы большие не плавали, общение людей было минимальным. Сейчас у нас сумасшедшая планета, бешеные темпы, огромные скорости передвижения не только людей, но и инфекций. В двадцатом веке было три пандемии гриппа. И все они птичьей природы. Потому что для птиц — это нормальный вирус, как и у нас с вами есть вирус, так и у них. У них пятнадцать разновидностей гриппа до H15N1, и любой из них при определенных условиях может вызвать заболевания у людей. Те штаммы, которые вызывали эпидемический подъем гриппа среди людей в последние 30-35 лет, — это штаммы H3N1 и H1N1. Теперь на подходе H5N1. До недавнего времени этот штамм был опасен только для домашней птицы и вызывал заболевания лишь тех людей, которые контактировали с такой птицей. Трое ребятишек, умерших в Турции, заразились от умерших птиц.

Наденьте маски

РГ | Этот штамм — самый опасный для человека?

Онищенко | Так считать оснований нет. Другое дело, что эта разновидность гриппа может в ближайшее время стать новым пандемическим штаммом, против которого у человечества нет иммунитета и нет вакцины. Вот поэтому Всемирная организация здравоохранения, все медицинское сообщество планеты чрезвычайно обеспокоены ситуацией.

РГ | А обычную вакцину против гриппа сейчас прививать стоит?

Онищенко | Пока не началась эпидемия, стоит. Но хочу сказать, что никакая вакцина не дает стопроцентной гарантии. Чрезмерная фиксация внимания именно на вакцинации — не что иное, как проявление нашего корпоративного менталитета. Мы ничем не хотим заниматься, мы будем продолжать курить, без всякой меры употреблять спиртное, наращивать килограммы. То есть ни о каком здоровом образе жизни, ни о какой ответственности за собственное здоровье мы не думаем. Вот пусть нас всех привьют, пусть скажут, какую таблетку принять и… И результат — нулевой.

Сегодня в здравоохранении ни одной страны мира нет вакцины против гриппа человека H5N1, потому что нет пандемического штамма. Есть только вакцина для птиц. Но не только в вакцинации и вакцине дело. Если ее поставить в табель о рангах, то я бы отвел ее на третье — пятое место. А вот состояние иммунной системы, количество вредных привычек — действительно, важно и значимо. Скажем, медики призывают во время эпидемии носить маски. Носят их россияне? Да никогда и ни за что! А японцы носят. И меньше болеют. Они, что, из другого теста сделаны? У них не две, а три ноги? Посмотрел бы я на того, кто в вагон столичного метро войдет в маске. Такой эксперимент проводили. Закончился он плачевно.

Пока мы сами не почувствуем, не осознаем своей ответственности за собственное здоровье, ничего не получится. Будем держать первенство по самой короткой продолжительности жизни. Начался грипп, неважно какой, заболели ОРЗ — нужно лечь в постель и спокойно отлежать положенные пять-семь дней. Это должно быть в крови, на автомате. Как вы видите красный свет и останавливаетесь, так и здесь. Ни в какую больницу или поликлинику идти не надо, надо вызвать врача на дом. Мелочи? В борьбе с инфекцией огромную роль играет интеллектуальная составляющая. За счет этих самых элементарных мелочей можно добиться очень многого. Никогда не будет так, что стопроцентно никто не станет болеть. Такого не может быть просто по определению. Но то, что их, мелочей, соблюдение минимизирует опасность — очевидный факт.

Из школы вон…

РГ | Семья Колобовых из Ямало-Ненецкого автономного округа спрашивает: «Как относиться к обязательной вакцинации в школах? Как быть, если ребенка заставляют пройти через прививки, иначе грозят исключить из школы». Кстати, эта семья считает, что ничего, кроме вреда организму, вакцина не приносит.

Онищенко | Вступать в дискуссию о пользе или вреде вакцины смысла нет. Напомню только, что, если бы не вакцина против оспы, население земного шара выглядело бы, мягко говоря, иначе. А вот насчет обязательности прививок… Мысленно, я на стороне нарушителей законности: вакцинация — не стопроцентная гарантия, но все же шанс с меньшими потерями одолеть болезнь. А если всерьез… В нашей стране исповедуется самый демократический подход к иммунизации: принцип информированного согласия. Что это значит? Я прихожу и говорю: вот вакцина, она дает 60-80 процентов защиты. Но после ее введения возможны осложнения. Я считаю, что вам нужно привиться. Вы говорите: нет, не хочу. И тогда ни о какой прививке речи быть не может. Это и есть реализация принципа информированного согласия. Еще один принцип, который заложен в государственной политике в этой области. Государство берет на себя ответственность за возможные осложнения. Не моральную, а материальную. Для этого существует специальная система регистрации осложнений после вакцинации. Сама же вакцинация — дело добровольное. Выгонять за отказ от нее из школы — нарушение российских законов. Но все же я настоятельно рекомендую семье Колобовых привить своих детей и извиняюсь за своих коллег, которые по существу правильно, а по форме неуважительно хотели сделать доброе дело.

Прививка для министра

РГ | Кто из министров сделал прививку?

Онищенко | Я предлагаю не вторгаться в личную жизнь членов правительства. Не называя фамилий, скажу, что самые узнаваемые министры прививки сделали, что есть свидетельство огромного успеха прогрессивных медицинских сил в деле профилактики. Но, к сожалению, сделали это не публично.

РГ | Вот если мы опубликуем фотографию министра с сигаретой, то это могут посчитать нарушением статьи о запрете курения и даже привлечь к ответственности. Но почему бы министрам, губернаторам, нашей политической элите не показать пример того, что надо делать прививку против гриппа, носить маски во время подъема заболеваемости?

Онищенко | Насчет политической элиты. Это ее факультативное обязательство где-то прививаться. Но я не согласен с вами. Президент страны, правительство, многие губернаторы часто публично показывают нам примеры здорового образа жизни, появляясь на футбольных полях, в спортивных залах. Владимир Владимирович Путин очень внимательно относится к проблемам, связанным с инфекциями. Но на современном этапе требуется переход к экономическим механизмам.

РГ | Что вы имеете в виду?

Онищенко | Вот я застраховал свою жизнь, свое здоровье. И в этой страховке должно быть прописано, что я не буду курить, злоупотреблять спиртным. И если я нарушу эти обещания, то буду платить, скажем, за дорогостоящую операцию не 20 процентов, а 60. Или если я не привьюсь от гриппа, а у меня пойдут осложнения, то я или вовсе не получу страховки, или получу лишь какую-то часть ее. Вот такие механизмы должны очень серьезно работать.

Мы должны знать цену своему здоровью. Тогда не надо будет бегать за каждым и уговаривать сделать прививку. Тогда человек сам придет и скажет: слушай, мне надо привиться. Если я, не дай бог, заболею, я потеряю премию, нарушу свой бизнес, не выполню командировку, и так далее. В нашей стране появляется такая прослойка людей. Но она еще очень тоненькая-тоненькая на поверхности такой глыбы генетического пофигизма… Куда больше таких, которые запивают простуду водкой, рассчитывая на то, что государство все равно вылечит. Уповаю на то, что молодежь, которая сейчас идет в бизнес, особенно те, кто ведет свое дело, кто ощущает себя успешным человеком, уже следят за здоровьем, делают прививки, пьют витамины, питаются рационально, следят за своим весом, и так далее.

Подайте социальную рекламу

РГ | А с экрана нам внушают совершенно иное: выпей фервекс, и завтра можешь идти на работу. Вы прекрасно в свое время провели кампанию против пива, против алкоголя. Вас все поддержали. А как быть с засильем того же фервекса?

Онищенко | Если говорить с точки зрения организации деятельности и государственного подхода, то моя кампания против пива… Лишь через четыре года последовала реакция, и Госдума осчастливила благодарный российский народ этим законом, который повсеместно продолжает не исполняться. Должна быть целенаправленная политика государства, которая называется вульгарно «социальная реклама». Должно быть специальное ведомство, которое бы отслеживало ситуацию. Это все должно выстраиваться налогами, какими-то ограничениями, как в цивилизованном государстве. Потому что любая шумиха дестабилизирует ту или иную отрасль экономики. Должна быть система. Должно тут быть государственное око.

Еще у всех на слуху шумиха вокруг атипичной пневмонии. Это была война фармацевтических компаний. Сейчас идет дикая война на поле птичьего гриппа. Тот или иной препарат подсовывают всем странам как единственное спасение. Это не корректно. Как работали интерфероны, так и будут они работать, как на том, так и на этом гриппе. Стоило мне выехать в Новосибирск, тут же стали кричать, что мясо нельзя есть. Кто это инициировал? Наши отечественные компании, которые занимаются поставками импортного мяса. И от этого никуда не деться. Этому можно противопоставить только продуманную государственную систему.

РГ | Какова сегодня ситуация с гриппом в мире?

Онищенко | Спокойная. Только в пяти штатах США есть подъем заболеваемости. Это обычный грипп H3N2. Спокойно в Европе, спокойно в России. А вот что касается H5N1, то случаи в Турции — это первый вынос данного штамма за пределы Юго-Восточной Азии. Но подъем заболеваемости обычным гриппом (человеческим) неизбежен.

Спецобследование для избранных?

РГ | Да, чудес не бывает, и грипп, как это происходит каждый год, все же перейдет в наступление. И все, кто заболеет, согласно вашему распоряжению, должны пройти специальное обследование, которого раньше не было?

Онищенко | Все лабораторные службы должны обследовать по показаниям больных тяжелыми случаями гриппа. Цель: дифференцированная диагностика, чтобы не просмотреть, не дай Бог, на территории нашей страны появление первых случаев гриппа, вызванного штаммом H5N1.

РГ | Наши лаборатории к этому готовы?

Онищенко | Да. Для лечения такое обследование в принципе не имеет значения, потому что лекарства одни и те же от любого гриппа. Во время событий в Сибири и на Урале летом прошлого года мы разработали и обеспечили лаборатории службы диагностикумами для мониторинга за ситуацией, что чрезвычайно важно.

РГ | Правда ли, что в Крым, когда там в октябре прошлого года объявился H5N1, отправили не только наших специалистов, но и диагностикумы?

Онищенко | Действительно, из России выезжали три бригады специалистов из НИИ Госсанэпиднадзора, которые помогли, опираясь на наш опыт, организовать противоэпидемические мероприятия, наладить диагностику этого заболевания, провели обучение. Это не благотворительность. Это прагматичная взаимовыгодная акция, чтобы знать, что там происходит. То, что там сегодня, завтра может объявиться у нас: инфекциям нет дела до границ и политических баталий. Сегодня мы знаем, какой вирус гриппа циркулирует в Крыму.

РГ | Какой?

Онищенко | H5N1 среди птиц. Он уже немножко не такой, какой был у нас в Сибири летом прошлого года — успел мутировать, измениться. Мы предложили свою помощь Турции специалистами и диагностикумами. Цель: кроме помощи медикам Турции, лучше знать, что нас ждет. Ведь в марте вся птица Турции, равно как и вся птица Африки, других экзотических стран, будет у нас. На своих крыльях они не только весну принесут. Вот для чего нужна система глобального мониторинга.

РГ | Ольга Шохина из Ставрополя спрашивает: «Не является ли птичий грипп видом биологического оружия?»

Онищенко | Никаких данных на этот счет ни у Всемирной организации здравоохранения, ни у медиков Турции, ни у меня нет.

Пожалейте бабулю

РГ | Вакцина для птиц есть. Значит ли это, что вся птица будет привита?

Онищенко | Промышленную птицу прививать не надо. Промышленное производство, которое дает основную массу дешевого белка для населения, прежде всего детей, малоимущих, надо переводить в режим закрытого предприятия. Мы бы хотели, чтобы начались прививки домашней птицы, потому что исключить ее контакт с дикой не получится никогда, что бы мы ни делали. И тогда мы будем жить с этой птичкой рядом и ничего с ней не будет.

Мы сейчас побили птицу в некоторых районах, выплатили людям компенсацию. А что дальше? Пропили и все. А так бабуля жила с этой курицей, то детишкам что-то пошлет, то сама съест свежее яичко. И самое главное: у нее была забота о чем-то. Я видел таких бабуль. Вот стоит она и спрашивает: «Сынок! Вы убьете ее. А чем я буду заниматься, о ком заботиться, что есть?» Понимаете, мы грубо нарушаем вот эту сложившуюся очень хрупкую среду жизненного уклада, в которой живет бабуля, за которую она держится, которая дает ей силу для жизни. А мы пришли, убили. И сидит бабуля, видит пустой курятник, ей незачем вставать утром рано… Муж украл последнюю сторублевку, пропил ее… Трагедия. Если мы сегодня привьем этих кур, они не станут болеть, так старушки будут рады.

РГ | Вакцина дорогая. Прививка будет за счет государства?

Онищенко | Дай бог! Иначе бабуля ее не купит. Цена вакцины больше цены цыпленка. Таких денег у бабули нет. Вот если государство ей поможет, то будет она жить с птицей, и будет ей что на стол поставить.

Птичка долетела до «восьмерки»

РГ | Российскую птицу есть можно?

Онищенко | Сколько угодно. А вот что касается поставок из Турции, Закавказья и Украины — запрет полный. И не только из-за птичьего гриппа, а потому что там всегда какое-то неблагополучие.

У нас разработан национальный план действий на случай возникновения пандемии. Президент страны Владимир Владимирович Путин дал поручение правительству на этот счет, ситуация на контроле премьер-министра. Мы в ближайшие дни должны внести в правительство предложения о финансировании дополнительных мероприятий, которые надо провести сейчас, чтобы тщательно подготовиться к нашествию гриппа.

РГ | Это проблема глобальная?

Онищенко | Безусловно! В прошлом году на саммите «большой восьмерки» Россия ставила вопрос об организации мероприятий по борьбе с птичьим гриппом. Нынешним летом «восьмерка» соберется под председательством Российской Федерации. Проблема птичьего гриппа в повестке дня. Будут рассматриваться все возможные меры по мониторингу и профилактике инфекции.

«Российская газета» №6 (3972), 17.01.06

*