В офисном здании во время пожара погибли 7 человек: пятеро насмерть разбились, выпрыгивая из окон, двое скончались в больнице. Еще один пострадавший в тяжелейшем состоянии, имя его пока неизвестно, местные информагентства опубликовали его снимок на больничной койке в надежде, что кто-нибудь пострадавшего узнает. 16 человек с тяжелыми травмами находятся в больницах и ожоговом центре.

Здание по проспекту Красного Знамени, 59 — офисный муравейник. На восьми этажах располагается масса фирм, на первом этаже не счесть бутиков-киосков, магазинчиков, есть даже книжная ярмарка. На большое здание всего один лестничный пролет и два маломощных лифта.

По предварительным данным, пожар начался между шестым и седьмым этажами восьмиэтажного здания в офисе отделения Сбербанка. Огонь очень быстро распространялся и охватил все верхние этажи по лестничной клетке, отрезав пути для спасения. Кроме того, как сказал прокурор края Александр Аникин, оказались зарешеченными проходы между этажами, прокуратура будет разбираться, кто давал разрешение на эксплуатацию здания в таком виде.

Железные двери с кодированными запорами усложнили работу пожарных. Но главное, люди, оставшиеся замкнутыми в полыхающем офисе, пытались спастись по карнизам, но срывались и падали вниз на бетонный козырек здания. Висящим на оконном карнизе женщинам, скорее всего сотрудницам Сбербанка, чей офис и пострадал больше всего, еще до приезда спасателей пытались помочь горожане. Молодые парни по крышам пижонских джипов забрались на козырек, сорвали с него же рекламные растяжки, пытаясь поймать в них выпрыгивающих из окон. Но куда там… растяжки прорывались. Не спасали и картонные коробки. Возможно, не будь этого козырька, люди внизу могли спасти хоть кого-нибудь.

У быстро прибывших пожарных тента для приема падавших с высоты людей не было, по крайней мере, его не растягивали. Из 12 пожарных машин с надписью на каждой «Губернаторская программа «Противопожарная безопасность Приморья» работала одна водометная пушка, напор воды которой не дотягивал до огня. Высотная выдвижная лестница тоже одна, у второй сначала заедало механизм подъемника. С другой стороны, и подъехать пожарным к зданию — большая проблема, вся площадка перед входом запружена личным транспортом, чтобы пропустить пожарные машины, личные авто горожане растаскивали на руках.

14 человек — все женщины — увезли от места пожара 14 машин скорой помощи с надписью «Программа Владимира Николаева «Здоровый город». Пострадавшие размещены в двух городских больницах и ожоговом центре. Медики уже заявили, что все необходимые медикаменты у них есть.

По факту гибели людей прокуратурой Приморского края возбуждено уголовное дело.

комментарий

Хотя по статистике большее количество пожаров происходит в жилых домах из-за старения систем ЖКХ, уровень безопасности в офисах и торговых центрах неуклонно снижается.

Если раньше проверки были регулярными, то сейчас сотрудники Госпожнадзора проводят плановые проверки раз в два года — в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». А тем временем число нарушений растет. Ситуацию комментирует начальник Управления Государственного пожарного надзора МЧС России Юрий Ненашев.

Российская газета | Существуют правила пожарной безопасности, четкая инструкция о мерах пожарной безопасности для малых офисов, магазинов, сервисных центров. Как часто ваши сотрудники сталкиваются с несоблюдением правил?

Юрий Ненашев | За различные нарушения мы привлекаем не менее 400 тысяч должностных лиц к административной ответственности.

РГ | Пожар в магазине в Ухте, когда погибли люди из-за того, что окна были забраны решетками и не хватало путей эвакуации, похоже, ничему не научил. По свидетельству собкоров «РГ», в пострадавшем от огня 9-этажном офисном здании во Владивостоке были лишь два маломощных лифта и одна лестница, на лестничных пролетах были установлены решетки. Пожарные не могли подъехать к зданию, потому что площадь перед ним была запружена личными автомобилями. Кто виноват в этой ситуации — владельцы здания или пожарные инспекторы, которые разрешили его эксплуатацию?

Ненашев | Ровно год назад, в январе 2005 года, сотрудник пожнадзора вынес предписание по факту грубейших нарушений в этом офисном здании. Так, на лестничных клетках хранились возгорающиеся материалы — подшивки старых газет, рекламные буклеты, документация. А ведь очаг пожара был между 6-м и 7-м этажами, что сразу отрезало пути к эвакуации. Кроме того, стены были отделаны также с грубейшими нарушениями — горючим пластиком. Плюс к этому в здании была неисправная пожарная сигнализация, отсутствовала система оповещения. Все эти нарушения зафиксировал наш сотрудник, три должностных лица были привлечены к административной ответственности.

Что же касается ответственности, то зданием владеет 13 собственников. Сейчас во Владивостоке началась проверка их действий. По поводу перекрытых путей подъезда к зданию могу заявить, что если выяснится, что стоянка также принадлежала им, то и отвечать должны они — за неудовлетворительное состояние подъездных путей.

РГ | Штраф для административного лица — до 40 минимальных зарплат. Владельцу офиса дешевле заплатить такой штраф, нежели тратиться на полный ремонт. Может, стоит увеличить штрафы?

Ненашев | Сейчас штраф для юридических лиц увеличен в десять раз — до 400 МРОТ. Сначала инспектор пожнадзора выносит предписание, затем штрафует административное лицо, потом — юридическое. Это прописанные в законе меры воздействия. Кроме того, закон ограничил частоту проверок предприятий малого бизнеса, что мешает эффективно соблюдать меры безопасности.

Правила пожарной безопасности довольно просты: раз в квартал все сотрудники должны проходить противопожарный инструктаж. К зданию должен быть обеспечен свободный подъезд; коридоры, тамбуры, проходы к средствам тушения и электрическим приборам также должны быть свободными. Все двери должны свободно открываться в направлении выхода из помещения — чтобы в случае эвакуации не было столпотворения. В помещении запрещается: хранить огнеопасные или легковоспламеняющиеся вещества и жидкости; производить электрогазосварочные и другие огневые работы; оставлять без присмотра включенные нагревательные электроприборы. Не реже одного раза в месяц огнетушители должны подвергаться внешнему осмотру.

«Российская газета» №6 (3972), 17.01.06

*