Мусульмане Нижнего Новгорода молятся за здравие Ариэля Шарона
Сегодня духовное управление мусульман Нижнего Новгорода, возглавляемое муфтием Умяром-хазрятом Идрисовым, оказалось впереди если и не планеты всей, то, по крайней мере, российской мусульманской уммы точно.
На днях в мечетях Нижегородчины, например, помолились о здравии израильского премьер-министра Шарона, что вызвало реакцию негодования в среде российских и даже зарубежных мусульман, поскольку для большинства последователей этой веры сионизм и Израиль являются непримиримыми врагами.
Однако этим не исчерпывается кипучая деятельность муфтията. Именно нижегородскими мусульманами была инициирована в прошлом году конференция, на которой попытались избрать единого для всей России муфтия или хотя бы совет улемов-богословов. Ничего пока из этой затеи не вышло, у Кавказа с поволжскими татарами есть некоторые богословско-традиционные различия, которые еще более усугубились, после того как Умяр Идрисов в публичном выступлении посетовал на то, что чистые татарские мечети заполнились, по его словам, выходцами с Кавказа в рваных носках..
Еще одним эпатирующим шагом нижегородских правоверных стала публикация в конце минувшего года в издаваемой муфтиятом полноцветной газете «Медина» интервью с известным российским исламоведом сирийского происхождения Тауфиком Ибрагимом, именуемом ведущим российским реформатором ислама, в котором он, говоря о радикальном пересмотре взгляда на ислам, бросил еще и такую фразу:
«Вот я сейчас возьму 25 грамм водки и выпью. Что, Абу Ханифа (мусульманский законовед, на принципы которого опирается большинство российских мусульман) запретит? Нет, он разрешит!» Эта сентенция также вызвала негодование мусульман, поскольку различная нетрадиционная интерпретация положения о запрете алкоголя воспринимается современными правоверными весьма болезненно.
Корреспондент Newsinfo встретился с г-ном Ибрагимом и попросил его пояснить столь острое заявление.
— В исламе отношение к алкоголю не столь однозначно, как принято думать, — ответил доктор Тауфик Ибрагим — У многих ведущих богословов позиции по этому рознятся. Так, Абу Ханифа, на богословско-правовое учение которого и сегодня опирается большинство российских мусульман, в своих трактатах коранический термин «хамр», означающий тогдашний алкогольный напиток, и запрет на потребления оного распространял только на продукты брожения винограда, но не на какие другие больше.
Сам г-н Ибрагим также рассказал, что не употребляет вообще спиртных напитков, но не по религиозным, а неким иным соображениям. Он также заметил, что в исламе есть только один неизменный принцип — вера в Бога и добрые дела, все остальное вполне подлежит переосмыслению. «Мы не стараемся реформировать ислам, а только пытаемся переосмыслить его вечные положения», — подчеркнул ученый.
Между тем, инициативу активной обновленческой деятельности в исламе у Нижнего пытается перехватить Казань, уже давно претендующая на титул разработчика некоего «европейского ислама с татарской спецификой», над чем активно работают местный муфтий Гусман Исхаков и советник президента Шаймиева Рафаиль Хакимов. Также Казань активно претендует на то, чтобы стать духовным центром российских мусульман, большинство которых — татары по национальности.
Валерий ЕМЕЛЬЯНОВ, специально для NEWSINFO.RU
16.01.2006 11:53
***