Джеки Чан долго заслуживал любовь зрителей всего мира и к своим пятидесяти годам решил, что может наконец-то играть в проектах, которые ему по-настоящему по душе. Так, мастер трюков, человек без костей и границ физических возможностей, превратился в драматического актера, который в новом фильме «Миф» играет две роли, льет горючие слезы и переживает мучительную платоническую любовь. Пожалуй, один этот факт является достаточно экстраординарным, чтобы вызвать интерес к картине режиссера Стэнли Тонга, известного российскому киноману по фильму «Шанхайский связной».

Джеки Чан был задействован в ленте не только как главная звезда и центральный персонаж, но и любезно предоставил собственную киностудию под съемочный процесс. Впрочем, зрителя куда больше волнуют успехи актера на привычном поприще, а точнее, поддерживание в полном здравии полюбившегося образа наивного и справедливого юркого парня, который необыкновенными пируэтами уделает половину плохих парней, а другую половину очеловечит и превратит в положительных до неприличия героев. Правда, после «Новой полицейской истории» в душу поклонников Чана стали вкрадываться сомнения, ибо на лице у забавного забияки вдруг прорезались следы нехилых душевных терзаний, а сам он стал превращаться в слабенького и нежного мужчинку, которого в нем никто и не подозревал. Однако вопреки ожиданиям актера, зритель отнесся к переквалификации в драматические персонажи настороженно, капризно сморщив нос. Невозможно видеть сильного и всепобеждающего героя Джеки в полном бессилии и слезливом отчаянии – таков вердикт любителей зрелищного кино с участием Чана. Спорить с ним продюсеры нового фильма не решились, поэтому трюками «Миф» снабдили. Правда, неожиданного качества.

На этот раз Чан улыбается редко, потому как играет серьезного археолога, который бьется над раскопками, полагая, что там захоронена великая и ужасная тайна. Первое время наш энтузиаст ковыряется на местах древних захоронений и городов без успеха, и никакими сложностями ему это не грозит. Но потом вожделенные секреты прошлого восстают из пепла, и товарищ переносится во времена правления династии Кин, становится бравым гусаром и взваливает на свои мужественные плечи ответственность за судьбину своего народа. Так тайные мечтания и опасения работяги, которые он по наивности душевной предпочитал считать за миф, превращается в малоприятную реальность. Малоприятную потому, что жизнь воина очень непроста, а когда в нее еще вторгается без спроса запретная любовь…

Фильм по-восточному красив и по-голливудски дорог. Каждый кадр радует глаз экзотичностью пейзажей и декораций и яркостью красок, все немного напоминает сказку из серии «Тысячи и одной ночи». Но этот незабываемый мир патриархального Востока имеет и обратную сторону: жестокость здесь превратилась в будничное явление. Само по себе это не удивило бы зрителя, известно, что Восток – дело тонкое, и харакири с разновидностями – его неотъемлемая часть. Однако Джеки Чан одним своим присутствием мгновенно и напрочь сбивает впечатление: и Восток уже не такой натуральный и приемлемый, да и герой наш, страдающий и усыхающий от любви да рубящий направо и налево недругов, не так симпатичен. Сказывается наработанный годами образ: глаза сами жмурятся, когда Чан начинает пускать неприятелю кровь литрами и ожесточенно бросаться довольно мерзкими на вид копьями. Хотя знаменитые трюки актера украшают и этот фильм: герой крутится-вертится, нарушая все законы гравитации. Смотрится привычно эффектно, помощники актера-каскадера в лице мастеров компьютерных спецэффектов словно заново открывают зрителю Чана, привнося в картину изюминку.

Подстраховаться спецэффектами и трюкачеством было очень умным ходом не только из-за того, что одним им по силам вытянуть окупаемость фильма, но главным образом из-за промахов в остальном. Совсем катастрофически обстоят дела с финалом повествования. Когда хронометраж картины переваливает на вторую половину, начинается тягомотина, скучная и явно не предполагающая уже ничего нового. Бестолковый конец с горечью признали и поклонники Джеки Чана, что является показателем абсолютного заключительной части сценария. Печалят и проблемы с юмором в «Мифе». Любое кино только хорошеет даже от минимальной парочки качественных шуток, но здесь создатели картины решили не смазывать суровые восточные нравы никакими легкомысленными отвлечениями от жестокой сути. В итоге, на экране не узнаваема ни главная звезда фильма, а даже самые трогательные эпизоды лишь нагнетают обстановку, потому что зритель довольно быстро уясняет: за секундными кадрами относительного спокойствия и гармонии следуют кровавости, а смеха и расслабухи можно и вовсе не ждать.

Чан признался перед съемками «Мифа», что эта картина раскроет его с новой стороны. А еще, что картина заставляет не просто восхититься трюками, а хорошенько призадуматься над бытием. Скажем прямо, после просмотра приходят только мысли о том, что кое-какие спецэффекты (с разлетающимися в разные стороны персонажами, например) явно позаимствованы из репертуара начинающего Чана и неприятно попахивают нафталином. Впрочем, преображение глубокоуважаемого Джеки в серьезного парня, возможно, и не состоялось, но очередной качественный продукт кинематографа он может смело записывать себе в актив. «Миф» начисто лишен раздражающей туповатости и не позволяет оторваться от просмотра, несмотря на убогость сценария. Дело, конечно, не в заинтересованности сюжетом, а в красоте и экстравагантности, не глядеть на которую просто невозможно. Стиль картины просматривается четко и восхищает, интерьеры оформлены по высшему классу… Пожалуй, только ради этого и стоит смотреть новую работу главного голливудского комика.

Светлана Солнцева

16.01.2006 14:20

newsinfo.ru

***