Ямщик не гонит лошадей. Почему письмо, отправленное из Москвы, добирается до Самары три недели?
В то время как вся страна отдыхала более десяти дней, почта в силу своей специфики работала. Вот только радости от результатов ее трудов совсем немного.
Вчера корреспондента «РГ» поздравили с Новым годом. И не с грядущим «старым», а с тем, что уже наступил 1 января. Поздравительное письмо из Первопрестольной, как убедительно свидетельствуют почтовые штемпели на конверте, шло ровно двадцать три дня. А накануне такое же поздравление и тоже из Москвы пришло его жене Причем отправили послание на пять дней позже, ни они оказалось более расторопным — расстояние менее чем в тысячу километров преодолело «всего» за 18 суток. Прежний туристический опыт упорно подсказывает, что, скорее всего, доставка если и не второго, то уж первого из этих писем шла исключительно пешим способом.
Но в контрольно-справочном отделе Самарского почтамта опровергли это предположение, сообщив, что письма по-прежнему доставляются почтовыми железнодорожными вагонами, а то и самолетами. А в задержке корреспонденции виноват, видимо, прижелезнодорожный почтамт, где сейчас большие проблемы с сортировкой поступившей корреспонденции. По причине мизерного жалованья, не дотягивающего даже до областного прожиточного минимума, там сейчас масса «сортировочных» вакансий.
Документами, которыми в своей работе руководствуется российская почта, предусмотрены так называемые контрольные сроки доставки корреспонденции между крупными городами. Согласно этим нормативам, обычное (не заказное и не ценное) письмо из Москвы в Самару должно быть доставлено через пять дней после его отправки.
Но, как выяснилось, за нарушение этих «контрольных сроков» не предусмотрено никакой ответственности, кроме устных извинений. Ни почтовыми, ни какими-либо другими документами. Это же корреспонденту «РГ» подтвердили и в Поволжском объединении в защиту прав потребителей, где и рады бы защитить права «письмополучателей», но не имеют для этого никакой законной возможности. Другими словами, письмо может идти хоть месяц, хоть два года, но никто не ответит за столь вызывающее нарушение «контрольных сроков» доставки.
Если, пусть и виртуальные, виновные в задержке писем все же нашлись, то обнаружить тех, кто повинен в том, что газеты, отпечатанные в московском издательстве «Пресса» соответственно 27 и 29 декабря, пришли самарским подписчикам только 10 января, так и не удалось. А ведь газеты эти, в отличие от писем, были доставлены в Самару самолетом еще в день выхода. Кстати, они и в обычное, неканикулярное время, прилетев с комфортом в Самару, путешествуют по этому далеко не самому большому городу мира от аэропорта до почтовых ящиков не менее четырех, а то и пяти и даже семи суток.
Все эти факты упрямо свидетельствуют о том, что, несмотря на все недавние крупномасштабные организационные перестройки, государственное почтовое ведомство, похоже, осталось единственной в стране структурой, которая никоим образом не отвечает за соблюдение сроков выполнения своих услуг.
Стоимость почтовых услуг по пересылке простого письма за последние пятнадцать лет выросла в 150 раз. Между прочим, электроэнергия за это время подорожала всего в 30 с небольшим раз, а буханка хлеба — только в 60. Но доставляются эти письма в несколько раз медленнее, не только чем пятнадцать, но и даже чем сто с лишним лет назад. И никто не несет никакой — ни материальной, ни даже моральной ответственности за это. Кстати, минувшей весной «РГ» уже писала о плохой работе самарских почтовиков, но, увы, с тех пор нареканий на эту службу только прибавилось…
Зато самарские почтовики сразу же после новогодних праздников радостно отрапортовали о том, что своевременно, а то и досрочно выплатили все пособия и пенсии. Для этого во всех почтовых отделениях области даже отказались от обеденных перерывов. Похоже, что именно в так называемой сопутствующей деятельности почтовиков и зарыта «огненная собака». Сейчас почтовые отделения все больше превращаются в приходно-расходные кассы и лавки по продаже канцелярских и даже бакалейных, косметическо-парфюмерных и хозяйственных товаров. А потому человек, пришедший по старинке отправить письмо или бандероль старому другу, им просто неинтересен. И, наверное, даже невыгоден.
«Российская газета» № 4 (3970) от 13.01.2006
*