Прибрежные районы Тольятти считаются весьма пре­стижными — еще бы, жить на берегу Волги однако мест­ные специалисты уже давно предупреждали, что под по­тенциальной угрозой повре­ждения, вплоть до обруше­ния, находятся более трехсот домов обшей жилой площа­дью миллион двести тысяч квадратных метров. сейчас, когда в «РГ» опубликован прогноз техногенных ЧС на 2006 год, в котором особое место отведено ситуации в Тольятти. вывод застарелой городской проблемы на но­вый уровень дает надежду, что положение удастся вы­править, прежде чем пугаю­щий прогноз станет мрачной реальностью.

Самарская область не относится к числу сейсмоопасных террито­рий. Тем не менее о весенних зе­млетрясениях в Тольятти впер­вые заговорили почти три деся­тилетия назад, сразу после того, как в окрестностях ГЭС (тогда еще — имени Ленина) началось активное сооружение жилых многоэтажек. А в весеннее поло­водье ГЭС начинает сбрасывать с верхнего бьефа на нижний боль­шие объемы воды. И толща воды, падающая с почти 40-метровой высоты, провоцирует вибрацию. Это приводит, во-первых, к боль­шой волне, которая разрушает берег и вызывает подтопления, а во-вторых, удары больших масс воды о поверхность реки приво­дят к микроземлетрясениям в прилегающих к ГЭС территори­ях. Новостройки Комсомольско­го района уже тогда покачивало, так что звенели люстры и двига­лась мебель, но возведение до­мов продолжалось. За это время тема из скандальной перешла в разряд обыденных городских проблем. Одними из первых с во­дяными «колебаниями» позна­комились жители девятиэтажки номер 30 по улице Матросова.

— Дом сдали в 1977 году, с тех пор и началось, — рассказали корреспонденту «РГ» местные старожилы, пенсионерки Нина Ивановна и Валентина Алексан­дровна, — больше других не по­везло тем, кто получил квартиры в крайних подъездах и на верх­них этажах. Сильнее всего тряс­ло в начале 80-х. Всех жильцов тогда собирали, даже грозились снести четыре верхних этажа и сделать дом пятиэтажным. По­том перестройка в стране нача­лась, и не до нас стало. А мы уж пообвыклись. Хотя, откровенно говоря, весной бывает страшно­вато.

По данным МЧС, в настоящее время на особом учете состоит 122 дома. У всех зданий есть при­знаки неравномерной деформа­ции оснований, трещины строи­тельных и внутренних конструк­ций, межпанельных стыков, сверхнормативный крен или иные дефекты и симптомы раз­рушения. Всего в зоне потенци­альной угрозы разрушения нахо­дится 309 домов жилой площа­дью 1,2 миллиона квадратных метров, из них более половины — высотой 9 и более этажей.

Основной вопрос для подоб­ного рода ситуаций: кто виноват? Первые исследования вибрации плотины ГЭС были проведены по итогам паводка 1979 года. На их основе специалисты разрабо­тали градостроительные ограни­чения. Но эти рекомендации впоследствии игнорировались. Так как большинство проблем­ных домов строились в советские времена, то есть в другой стране, первый вопрос имеет все шансы остаться без ответа.

Второй вопрос также не бле­щет новизной: что делать? В ре­зультате микросейсмических ко­лебаний грунтов активизируют­ся склоновые процессы — ополз­ни и обвалы. Колебания усили­ваются при расходах воды свыше 12 тысяч кубических метров в се­кунду, при расходах свыше 16 ты­сяч кубометров в секунду ситуа­ция не поддается регулированию. В 2005 году в паводковый период в соответствии с планом Федерального агентства водных ресурсов МПР России макси­мальные расходы воды состави­ли почти 30 тысяч кубических метров в секунду. Несложные арифметические подсчеты пока­зывают, что уровень, до которо­го можно хоть что-то контроли­ровать, в минувшее половодье был превышен едва ли не вдвое. Летом 2005 года местные власти даже планировали иницииро­вать судебный процесс против ОАО «Жигулевская ГЭС» с тре­бованием возмещения ущерба, причиненного городу в период сброса паводковых вод. Но про­работка этого вопроса показала его бесперспективность с юриди­ческой точки зрения.

Невольные виновники сло­жившейся ситуации, энергетики, упирают, во-первых, на то, что объемы сброса вешних вод уста­навливаются не ими, а во-вто­рых, на нарушения в процессе за­стройки прилегающих террито­рий.

— Проблема действительно существует, — заявил «РГ» на­чальник департамента целевых коммуникаций ОАО «Гидро-ОГК», в состав которой входит

«Жигулевская ГЭС» Евгений Друзяка. — Мы этот вопрос ак­тивно изучаем. По договору с «Жигулевской ГЭС» специали­сты одного из крупнейших в Рос­сии научно-исследовательских институтов проводят соответст­вующие измерения. И мы ждем от представителей науки комп­лексного решения: как пропус­тить излишки воды в пиковый период, чтобы избежать каких-либо проблем. Их рекомендации будут, безусловно, выполняться. С эксплуатационной точки зре­ния на ГЭС есть донные водо­сбросы, которые позволяют сбрасывать излишки воды, ми­нуя плотину.

В настоящее время в рамках Федеральной адресной инвести­ционной программы уже проводятся берегоукрепительные ра­боты на Куйбышевском водохра­нилище. В кварталах, оказав­шихся под угрозой, дело пока ог­раничивается мониторингом си­туации и ремонтом зданий.

— Стопроцентной гарантии — устоят дома или нет, сегодня не может дать никто, — поделился с корреспондентом «РГ» руково­дитель департамента энергети­ки, ЖКХ и связи мэрии Тольятти Виктор Попов. — На тот период, когда их строили, наверняка все взвешивали и сочли расположе­ние домов в этой зоне допустимым. Сейчас уже никто бы этого не допустил.

Спокойствие, с каким город­ские власти отнеслись к неуте­шительному прогнозу МЧС, по­нятно — в случае обострения си­туации муниципалитету будет легче получить помощь, прежде всего финансовую, со стороны федеральных властей. Больше всего в сложившейся ситуации поражает полное благодушие ря­довых граждан. Еще раз подтвер­ждается неписаное правило: на­дежда на авось оказывается сильнее всех предостережений. Супруги Валентина и Геннадий Князьковы семнадцать лет назад справили новоселье в доме 48 по улице Мурысева, который счита­ется одним из наиболее проблем­ных, и никуда уезжать не собира­ются.

— Район хороший, жилье здесь считается престижным, ря­дом Волга и зеленая зона. Квар­тиры очень дорогие и пользуют­ся хорошим спросом. Постоянно на подъезды вешают объявле­ния: «Купим квартиру в этом до­ме».

Как известно, спрос рождает предложение. Своеобразным «комсомольским» приветом из Комсомольского района Тольят­ти авторам прогноза и всем тем, кто пытается реально изменить ситуацию, стали в новом году по­явившиеся стройки в ближай­ших окрестностях.

Комментарий

Специалисты МЧС и эксперты департамента ЖКХ с 2001 года ведут мониторинг приплотинной зоны. С 2005 года началось укрепление берегов (финансирование ведется из федерального бюджета), учитываются изменения в режиме работы плотины. Однако, как считает руководи­тель Центра «Антистихия» МЧС России Владислав Болов, «принимаемых мер с учетом уровня развития этой проб­лемы крайне недостаточно. Основные усилия местные власти должны направить на решение проблем, связан­ных с повреждением зданий жилого фонда». Нынешнее весеннее половодье станет своеобразным ис­пытанием не только для укрепленной линии, но и для строителей нового жилья в опасной зоне — деньги подчас становятся выше любых запретов, и о безопасности буду­щих жильцов мало кто заботится, разрешая возводить новостройки.

«Российская газета» № 4 (3970) от 13.01.2006

*