В январе 2005-го, еще не отойдя от первого «подарка» родного государства в виде десятидневных праздников, россияне сразу получили 122-й новогодний сюрприз –“ Федеральный закон о замене натуральных льгот на денежные компенсации.

Как по нему жить, плохо понимали тогда и сами авторы монетизации, запутавшиеся в собственной писанине, «потерявшие» при переучете льготников несколько сот тысяч человек и допустившие многомиллионные ошибки при расчете сумм компенсационных выплат.

Самыми первыми дала о себе знать отмена льгот на проезд в общественном транспорте. Возмущенные люди начали перекрывать дороги и улицы городов. Массовые демонстрации протеста, прокатившиеся по стране и грозившие перерасти в нечто более серьезное, привели правительство и депутатов (чуть ли не единодушно проголосовавших за 122-й закон) в чувство, заставив существенно откорректировать «сырой» законодательный продукт, выделить дополнительные средства для обеспечения прав граждан, начать мощную разъяснительную кампанию через собесы и в средствах массовой информации. Тем не менее и сегодня люди даже с высшим образованием с трудом ориентируются в хитросплетениях пресловутой монетизации.

Например, Герой России, летчик-испытатель Александр Гарнаев признался «Трибуне», что, невзирая на диплом кандидата экономических наук, ему потребовались недюжинные усилия, чтоб вникнуть в суть скандального документа.

–“ Когда я разобрался, то понял, что затеянная реформа –“ не что иное, как обман, –“ подытожил он. –“ Хотя обещанная в нынешнем году Героям Советского Союза, России или их родным ежемесячная компенсация в 25 тысяч рублей кажется внушительной суммой, мои выкладки показывают, что она не покрывает реальной стоимости пакета натуральных льгот.

Впрочем, о себе и товарищах по немногочисленной категории льготников, насчитывающей менее трех тысяч человек, Александр Юрьевич долго не распространялся. У него, как у депутата Московской областной Думы, в отдельной толстой папке собраны куда более печальные истории –“ обращения рядовых граждан, жертв монетизации.

Лечиться идите к Зурабову!

Читать письма, наугад выбранные Гарнаевым, страшно. За каждым из них –“ крик души немощных, преимущественно пожилых людей, оставшихся один на один со своими бедами и недугами, отчаявшихся получить поддержку у государства, горбатясь на которое, они и растратили здоровье.

«В июле 2005 года я чувствовала себя относительно неплохо и, хотя имела инвалидность третьей группы, лекарствами не пользовалась, –“ писала в конце октября в Московский областной парламент онкологическая больная О. А. Яковлева. –“ Обратилась в органы соцзащиты с отказом от лекарств, где мне объяснили, что в случае изменения моего состояния до 1 января 2006 года можно аннулировать заявление и вернуть себе льготы.

Через две недели после этого у меня обнаружили метастазы в печени. Самочувствие резко ухудшилось, и я получила инвалидность первой группы. В августе –“ сентябре прошла курс химиотерапии в Балашихе и, придя в себя после лечения, поспешила в собес, чтобы все же воспользоваться своими правами. Но его сотрудники отказались принять у меня заявление, порекомендовав обратиться к г-ну Зурабову.

К сожалению, я никак не могу узнать, как и где можно записаться к нему на прием. Прошу оказать помощь или указать, что я должна сделать, чтобы меня включили в реестр на получение лекарств с 1 января 2006 года, и отнестись к моему положению как к исключительному случаю, поскольку ухудшение моего здоровья произошло неожиданно. От вашего решения зависит моя жизнь, так как, чтобы жить, я должна принимать дорогостоящие лекарства. А работать, чтоб приобретать препараты за свой счет, я не в состоянии».

«С середины июля 2005 года плохо стали поступать лекарства, –“ сообщил в Мособлдуму в ноябре инвалид по зрению И. Н. Ситников. –“ Последний раз я получил их как льготник 28 августа. Отвратительно работает система здравоохранения. Чтобы выписать рецепт на бесплатные медикаменты, надо занимать очередь в шесть утра, хотя в основном это нужно людям плохо видящим и с трудом передвигающимся. В течение 10 месяцев я обиваю пороги Управления соцзащиты, но до сих пор получил не все деньги на компенсацию льгот за первый квартал, положенные мне как ветерану труда».

«Если до принятия 122-го закона мы, инвалиды, были хотя бы немного обеспечены лекарствами, то сейчас, став федеральными льготниками, мы почти не получаем бесплатных препаратов. Почему? –“ спрашивала у депутатов Е. И. Левченко, вдова ветерана Великой Отечественной войны, ветеран труда, инвалид второй группы. –“ На нашем участке больше года нет врача, на других нас принимают с огромной неохотой. Рецепты все-таки иногда выписываются, но льготных лекарств зачастую в аптеках нет. А у меня гипертония второй степени, и из-за отсутствия необходимых медикаментов случаются тяжелые гипертонические кризы. Чтобы выжить, приходится покупать таблетки на свою копеечную пенсию. Зачем нужен такой закон?»

Санаторно-курортное мучение

Ни один из льготников, с кем «Трибуна» обсуждала итоги первого года монетизации, не сказал, что с введением нового закона ничего не потерял. Исключение составили только жители столицы, где власти приняли беспрецедентные меры для сохранения прежнего уровня материальной обеспеченности москвичей, нуждающихся в соцподдержке. Во всех прочих субъектах Федерации положение было намного хуже.

–“ Хотя в начале 2005-го нам пришлось обращаться в Мосгордуму с тем, чтобы восстановить утерянные из-за принятия 122-го закона льготы, мы все-таки добились своего, –“ заявил президент ассоциации «Даун синдром» Сергей Колосков. –“ А в регионах ситуация отнюдь не улучшилась. В частности, там по-прежнему отменена льгота на проезд в общественном транспорте для родителей детей-инвалидов. Частично ее вернули в августе для поездок на лечение. Но все равно сумма компенсаций не покрывает расходов –“ дорого стало возить ребенка даже в спецшколу. Болезненно сказалось и появление оплаты за детские сады…¦ Плюсов в 122-м законе я не вижу, и в целом по стране он обернулся значительным ухудшением ситуации.

Единственным позитивным моментом во всем произошедшем за минувший год стало возросшее количество путевок в санатории, которые выделяются для пенсионеров и инвалидов. Добыть их в предыдущие пятнадцать лет было крайне сложно.

–“ Закон о монетизиции выправил положение и позволил нам в этом году впервые за много лет бесплатно отправить на санаторно-курортное лечение более 4 тысяч человек, –“ отчитался перед «Трибуной» начальник Управления соцразвития и реабилитации Всероссийского общества глухих Виктор Антипов. –“ Причем это только инвалиды по слуху, ездившие в специализированные здравницы. Кроме того, наряду с другими инвалидами они направлялись и в санатории общего профиля. Это большой шаг вперед. В 2006 году количество путевок должно увеличиться.

–“ Правда, путевки дают в межсезонье, –“ не преминул отметиться «ложкой дегтя» Вениамин Кузнецов, президент Московской ассоциации незрячих –“ «Воля». –“ Изменить дату поездки нельзя. А если люди хотят ехать за свой счет или на средства организации, то расходы на проезд им уже не компенсируют. Да и путевки дают дешевые –“ лечения по ним почти никакого не получишь, за процедуры приходится доплачивать.

Лучше крохи в руках, чем льготы в небесах

Больше всего в наступившем году самые социально незащищенные категории граждан пугает перспектива лишиться пенсии, которая теперь начисляется по степени потери трудоспособности, а не по группе инвалидности, как раньше.

–“ Сразу же после принятия 122-го закона очень многие работающие инвалиды по слуху были вызваны в медико-социально экспертные комиссии, где им подтвердили их третью группу, но установили нулевую степень потери трудоспособности, фактически лишив тем самым пенсий, –“ обрисовал последствия реформы Виктор Антипов. –“ Это катастрофа. Потому что среди них много молодежи, людей самого активного, трудоспособного возраста. Но они ведь заняты на должностях, не связанных с высокой степенью концентрации, поэтому их пенсия и зарплата, как правило, невысоки. На работе человек получает 3–“4 тысячи рублей, да с такой же пенсией еще как-то можно протянуть. А если ее не будет? Конечно, он начинает размышлять: может, лучше ему вообще уволиться? Людей, о реабилитации которых в обществе столько говорится, по сути, вынуждают сидеть дома…¦

–“ Из-за монетизации мы потеряли многое, –“ резюмировал Вениамин Кузнецов. –“ Вроде бы осталось право воспользоваться прежним, натуральным, пакетом льгот, но востребовать его на деле из-за несоблюдения законов и бюрократических проволочек –“ нереально. Именно поэтому все чаще граждане предпочитают брать мизерные денежные компенсации, чтобы получить хоть такие крохи, чем ничего, и продолжают недоумевать относительно асоциальной политики правительства по отношению к льготникам.

Xотели как лучше

Поспешишь –“ людей разоришь

Федеральный закон о монетизации льгот был принят Госдумой в спешном порядке 22 августа 2004 года. Часть депутатов в тот момент уже расслаблялась, греясь на солнышке в Сочи, откуда их, по свидетельству очевидцев, чартерами вывозили для кворума и послушного голосования за документ, серьезно повлиявший на жизнь страны.

Основная идея, заложенная в законе, на первый взгляд была разумной –“ освободить бюджет от заведомо невыполнимых обязательств, взятых на себя государством, причем как еще советским, так и позже российским. К началу реформы только федеральные органы власти из популистских соображений успели раздать 236 категориям граждан свыше 150 видов льгот, пособий и дотаций, две трети из которых существовали исключительно на бумаге. Предполагалось выплатить людям деньги, на которые они могли либо купить необходимую услугу, либо распорядиться ими как-то иначе, согласно собственным нуждам. К сожалению, размер материальных компенсаций оказался несоизмерим со стоимостью пакета натуральных льгот, а о многих гражданах, имеющих право на соцподдержку, вообще позабыли.

Первое сообщение о стихийном митинге 60 членов общественных организаций, объединяющих жертв политических репрессий, недовольных 122-м законом, поступило из Нижнего Новгорода 14 января 2005-го. Далее на улицы вышли питерские пенсионеры, позже жители Московской области и многих других регионов. По сей день нет точных данных о числе участников тех демонстраций, охвативших десятки тысяч человек, в основном преклонного возраста. С учетом того, что монетизация, по самым свежим данным, коснулась 51,2 млн. человек, протестующих могло бы быть существенно больше.

В итоге за минувший год власти вынуждены были потратить на реализацию закона из региональных бюджетов и федеральной казны вдвое больше изначально отпущенной суммы –“ 500 млрд. рублей. Однако, по сведениям Независимого института социальной политики, даже увеличенные компенсации не спасли 53 % семей, имеющих право на преференции, от снижения уровня их доходов. И это притом, что непосредственно в законодательном опусе под номером 122 заложена норма, запрещающая принимать любые правовые акты, ухудшающие положение льготников. Юристы полагают, что данная строчка еще послужит предлогом для судебных исков граждан против государства. На сегодня число жалоб населения на монетизацию просто зашкаливает. А Министерство здравоохранения и социального развития РФ по результатам первого года реформы гордо выставило себе оценку «три с плюсом или четыре с минусом».

Не менее оптимистичный взгляд на жизнь демонстрирует и Минэкономразвития, прогнозирующий, что «в связи с ростом денежных доходов населения, в частности, за счет монетизации льгот, численность граждан с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума сократится к 2008 году до 13,8 миллиона человек (9,7 % россиян)» –“ втрое против сегодняшних почти 30 % нищих. На чем базируется данное предсказание, не совсем ясно.

точка зрения

Вячеслав Никонов, президент фонда «Политика», член Общественной палаты РФ:

—” Переход к монетизации льгот был абсолютно неизбежен. Он прошел болезненно, как любая социальная реформа. Но большинство людей с ней уже свыкается. Во всяком случае, им ясно, что ситуация, когда субсидируется фактически все в государстве, невозможна: бесплатных преференций не бывает, потому что на них приходится раскошеливаться другим налогоплательщикам. В дальнейшем если в стране и возникнет социальная напряженность, то не в связи с монетизацией или реформой ЖКХ, а из-за реализации национальных проектов, поскольку в их рамки не впишутся некоторые категории врачей и учителей —” им в отличие от коллег не повысят зарплату, и они могут выйти на улицы.

Леонид Рошаль, зав. отделением неотложной хирургии и травмы детского возраста НИИ центра здоровья детей РАН, член Общественной палаты РФ:

—” Не люблю длинных фраз, поэтому скажу коротко: мое отношение к 122-му закону скорее отрицательное, чем положительное.

Михаил Шмаков, председатель Федерации независимых профсоюзов России, член Общественной палаты РФ:

–“ Мы еще в начале 2005 года говорили, что действие 122-го закона гораздо шире, чем просто замена льгот денежными компенсациями. Ведь он внес изменения в 154 действующих законодательных акта страны. Правительство России, приняв закон, успокоилось и посчитало, что субъекты Федерации все решат своими силами. Многие же регионы оказались попросту не готовы к этому: ни с финансовой, ни с организационной точки зрения. Последствия 122-го закона мы будем ощущать на себе еще долго. А на подходе не менее скандальный 131-й закон о местном самоуправлении. И хотя вводиться он будет постепенно, до 2009 года, но грозит населению серьезными проблемами.

«Трибуна» №1 (10095), 13.01.06

***