С 1 января и до конца года Россия стоит у штурвала самого элитарного и влиятельного международного клуба, в который входят ведущие державы мира. Но можно ли на этот период считать нашу страну его настоящим капитаном?

К сожалению, нет, ибо капитанская фуражка «восьмерки» давно уже приобрела звездно-полосатый окрас, и Соединенные Штаты, опираясь на своих союзников, навязывают здесь свою волю остальным государствам-участникам, впрочем, как и во всех остальных международных структурах, куда входят американцы.

К тому же, по сути, «восьмерка» во многом сохранила прежний формат «7 плюс 1». Положение РФ в ней неполноценно, поскольку по ряду вопросов нам приходится иметь дело с единой позицией западных стран, которых объединяют как общие интересы в рамках НАТО и ЕС, так и традиционно настороженный подход к нашей стране. В частности, нас до сих пор не допускают к решению финансовых вопросов, ради обсуждения которых эта структура, кстати, изначально и создавалась.

Но тем не менее участие в этом клубе избранных значительно облегчает наш диалог с Западом и поднимает наш престиж. Поэтому для нас важен сам по себе факт присутствия в «восьмерке», представляющей собой форум государств, реально принимающих важные политические решения, влияющие на судьбы всей планеты. И, как верно отметил глава Комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев, нынешнее председательство России подтверждает, что она реальная мировая держава.

Правда, хлопот на внешнеполитическом фронте у нас в этой связи существенно прибавится: председательство в «восьмерке» предусматривает регулярную работу экспертов, подготовку тысяч страниц документов, проведение встреч профильных министров. Поэтому Россия начала готовиться к этой миссии сразу после 2002-го, когда на очередном саммите в канадском городе Кананаскисе было принято решение о передаче РФ данной функции в нынешнем году.

Предстоят и немалые финансовые затраты. По словам вице-премьера РФ Александра Жукова, федеральный бюджет предусматривает на эти цели около 1 млрд. рублей. В частности, предстоящий саммит, который через несколько месяцев пройдет в Санкт-Петербурге, обойдется нам примерно в 240 млн. долларов. Впрочем, по стандартам «восьмерки» это совсем не дорого. Так французы выложили в 2003-м на организацию подобной встречи свыше 700 млн. в американской валюте.

Впрочем, по мнению экспертов, все предстоящие затраты могут окупиться сторицей. Ведь именно страна-председатель определяет приоритеты обсуждаемых в рамках «восьмерки» проблем. И Москва их уже назвала. Наряду с такими традиционными темами, как борьба с бедностью, терроризмом и опасными болезнями, Россия предложила обсудить и глобальную энергетическую безопасность, которая должна стать краеугольным камнем нашего председательства. Это отнюдь не случайно. Ведь мы станем первой страной-председателем, являющейся важным поставщиком энергоресурсов. Таким образом, Россия может сыграть в «восьмерке» роль моста между государствами-экспортерами нефти и усердно импортирующим «черное золото» Западом, что дает нам право взять на себя функцию гаранта энергетической безопасности не только для Европы, но и для Азии. Однако многих наших «друзей» такое положение дел явно не устраивает, а то и всерьез раздражает. И, прикрываясь фиговым листком рассуждений об «удушении демократии», они продолжают свои жалкие нападки на нашу страну, вплоть до угроз исключения из «восьмерки». Однако те, у кого еще остались мозги, прекрасно понимают, что никуда им без нас не деться, тем более что нынче мы ходим в председателях.

«Трибуна» №1 (10095), 13.01.06

***