Сегодня по народному календарю Меланья. Васильев вечер. Святочные гаданья на Васильев вечер свершались в каждой семье, где были девушки. «Загадает девица красная под Василя все сбудется, а что сбудется — не милуется». Девушки гадали о судьбе, замужестве. Иногда гадали с опаской: а вдруг вместо будущего жениха в зеркале появится нечистый?

Дни от Рождества до Крещения на Руси было праздичными, и назывались Святками. Правда этот двенадцатидневный период отмечался и до того, как Церковь пришла на Русь и просветила Народ. Это был обряд подведения итогов, и совершения заклинаний на все 12 месяцев предстоящего года. В 12-тидневных новогодних игрищах встречаются элементы почти всех обрядов, которые предстоит выполнить в наступающем году. И как не вырубала Святая Церковь постыдные традиции, не удалось их замочить, пришлось приспособить…

Итак. Важнейшей составной частью славянского языческого культа были празднества и ритуальные пиры, которые сопровождались культовыми, по словам летописца — «бесовскими», плясками и песнопениями (ПСРЛ, I, с.14) под игру на лютнях, гуслях или свирели. В наше время встреча Нового года без обильного и разнообразного застолья — явление редкое. Выпить и закусить, с высказыванием пожеланий, в кругу родных и близких, а через телевизор и в кругу любимых артистов — это и есть ритуальный пир.

Академик В.В.Седов писал о том, что нет прямых данных о том, кто заправлял культовыми ритуалами, но «…скорее всего жреческие функции выполнялись князьями». В наше время — это обязанность Президента и Патриарха.

Примечательными мероприятиями в этот праздный период в старину были колядования и гадания. Этим занималась в основном молодежь. Колядования, или т.н. славления постепенно от «Слава хлебу» переориентировались на «Христос рождается, славите». Остроты, пение, сценки исполнителей, как и реакция хозяев, их угощение — все подлежало оценке любопытствующих зрителей. Интересно, что встретившиеся группы колядующих начинали соревнование, применяя загадки, озорные насмешки, и тому подобное, совсем как в КВН…

Совместное песнопение награждалось угощением, которое потом и съедалось на посиделках.

Под подблюдные песни начинались гадания. Наиболее изветная тема новогодних гаданий — о замужестве — продолжалась от новогодней ночи до знаменитого «крещенского вечерка», воспетого В.А.Жуковским. Гадают ли теперь? Обязательно!

Одним из главных элементов святочных обрядов было ряжение в звероподобные одежды и пляски в «машкерах». Маскарады продолжались все зимние святки. Репертуар игрищ ряженых был столь разнообразен, что ни какой современный театр не смог бы соперничать. В этнографической литературе примеров — тьма… Постепенно провославное мировоззрение привело к тому, что нарядиться нечистью с надеванием на лицо «чертовой рожи» стало считаться в России тяжелым грехом, от которого надо было очиститься омовением в «Иордани» — проруби, где совершалось водосвятие. Теперь бесовскими играми грешат многие, но маски одевают наверное лишь спецподразделения. А в «Иордань» лезут теперь «моржи» и политики.

Время идет, а люди не меняются. Люди продолжают надеяться…

«Кому мы спели, тому добро. Кому вынется, тому сбудется, не минуется. Слава!»

По материалам сайта «Центр по проблемам информатизации сферы культуры Минкультуры России» (Центр ПИК)

***