С 1 января будущим мамам в женской консультации вручаются родовые сертификаты. Зачем они нужны? Какие дополнительные права дают женщинам? Об этом, а также о других новшествах в системе социального страхования «Российской газете» рассказала председатель Фонда социального страхования Галина Карелова.

Галина Карелова: С 1 января женщины (только гражданки России) при оформлении декретного отпуска при сроке беременности 30 недель (или при многоплодной беременности — при сроке 28 недель) получают в консультациях вместе с больничным листом родовой сертификат. В документ включены два отрывных талона, по которым фонд будет перечислять плату за услуги консультации (2 тысячи рублей) при достижении определенного срока беременности и отдельно родильного дома (5 тысяч рублей) при успешных родах. Цель нововведения — повысить материальную заинтересованность медицинских учреждений, улучшить качество их работы. Важно, чтобы женщина с первого до последнего дня беременности была окружена вниманием профессионалов и выносила здорового ребенка. Это забота врачей женской консультации. Успешные роды — ответственность медиков родильного дома.

Российская газета: Но ведь и женские консультации, и родильные дома получают бюджетное финансирование. Зачем же им «приплачивать» дополнительно за одну и ту же работу? Может, нужно было отдать эти деньги прямиком женщине, поощрить ее за рождение ребенка? Вспомним о нашей «больной» демографии.

Карелова: Что касается поощрения рождаемости — это отдельная большая тема. Кстати, могу напомнить, что с нынешнего года единовременное пособие, которое получает женщина при рождении ребенка, увеличено с шести до восьми тысяч рублей. Но все-таки программа, о которой мы говорим, направлена прежде всего на то, чтобы женщина, которая уже решила стать матерью, получила качественную медицинскую помощь и родила здорового малыша. Дополнительное к обычному бюджетному финансированию медучреждения получают за каждую конкретную пациентку — и только при условии, что роды завершились благополучно. Кроме того, родовые сертификаты помогут обеспечить самое главное право женщины — право выбора медицинского учреждения.

РГ: Как реально организовать это право выбора? Будущие мамы обычно заранее добывают информацию, какой роддом лучше. Но ведь очень часто «скорая» везет женщину не туда, куда она просит, а в ближайший роддом или туда, где есть свободные места…

Карелова: … Или в специализированное учреждение, если, например, возникает угроза преждевременных родов. Конечно, всех возможных нюансов заранее не предусмотришь. Право выбора роддома существовало и до введения родового сертификата, но в данном случае существенно повышается заинтересованность роддома принять роженицу, так как за с пациенткой в учреждение придут деньги.

РГ: А может случиться так, что в консультации не окажется бланков сертификатов и женщина отправится рожать без документа?

Карелова: Обеспечение бланками родовых сертификатов женских консультаций и всех других медицинских подразделений, оказывающих помощь женщинам во время беременности, фонд начал еще в декабре. Ничего сложного в этом нет — на протяжении многих лет мы обеспечивали бланками листков нетрудоспособности все лечебные учреждения страны.

На сегодняшний день все государственные и муниципальные учреждения, имеющие лицензии на медицинскую деятельность в части осуществления работ и услуг по специальности «акушерство и гинекология», бланками сертификатов обеспечены.

Если в январе-марте кто-то окажется в родильном доме, получит документ там.

РГ: Сколько женщин уже получили сертификаты?

Карелова: На сегодняшний день в медучреждения передано более 450 тысяч бланков, то есть примерно треть от общего количества, поскольку в течение года, по прогнозам специалистов, можно ожидать рождения примерно 1,5 миллиона детей. Данные о выдаче родовых сертификатов беременным женщинам начнут поступать в фонд в феврале, когда учреждения пришлют первые отчеты.

РГ: Можно ли использовать сертификат в качестве частичной оплаты в коммерческом роддоме, если женщина воспользуется платными услугами частных врачей?

Карелова: Нет. Частные клиники и иные коммерческие структуры в программе не участвуют.

РГ: А сколько у нас государственных учреждений такого рода?

Карелова: Сегодня насчитывается 1702 женские консультации и 5008 оказываемых женщинам в период беременности и родов государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения акушерско-гинекологических кабинетов. 221 родильный дом и 2700 родильных отделений.

РГ: «Женская» программа — не единственная, которой фонд будет заниматься в наступившем году. Какие еще изменения произошли в социальном страховании граждан?

Карелова: Каждая из новых функций фонда связана с реализацией национального проекта «Здоровье». С 1 января мы также начинаем финансировать программу диспансеризации работающих граждан. Ее задача — раннее выявление и предупреждение заболеваний у самой активной части населения страны. На эти цели отведено семь миллиардов рублей. В 2005 году мы начали, а в 2006 году будем развивать такую новую функцию, как обеспечение инвалидов средствами реабилитации. За прошедший год эта работа позволила вернуть десятки тысяч людей к активной жизни.

РГ: Пожалуйста, расскажите подробнее об изменениях в страховании от несчастных случаев на производстве.

Карелова: В 2006 году увеличилось с 22 до 32 количество классов профессионального риска. Это обусловлено тем, что закон приведен в соответствие с введенным с 1 января 2003 года Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД), в котором содержится 1842 кода. Это позволит приблизить размеры страховых тарифов к реальным затратам страхователей на страховое обеспечение пострадавших на производстве работников и обеспечит более плавный и гибкий переход по шкале тарифов. Минимальный и максимальный размеры тарифа останутся прежними — 0,2 и 8,5 процента.

Самое существенное изменение — увеличение почти вдвое, до 1,9 миллиарда рублей, объема средств на профилактику профзаболеваний и несчастных случаев на работах, связанных с вредными или опасными производственными факторами. Деньги будут направлены на дополнительные медосмотры и обследования. Это — первый этап большой программы, который в 2006 году охватит 3,5 миллиона человек, работающих в угольной промышленности, металлургии, машиностроении, на предприятиях связи, транспорте.

РГ: Есть ли у предприятия возможность получить льготы, если вопросам охраны труда уделяется повышенное внимание? Какие льготы получают предприятия, привлекающие труд инвалидов?

Карелова: Для тех, кто активно занимается охраной труда, действует скидка — до 40 процентов к страховому тарифу. 20 процентов от суммы страховых взносов, перечисленных в предыдущем году, страхователи смогут направить на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников. Чтобы работодатель мог активнее привлекать инвалидов к общественно-полезному труду, сохранится льгота, предусматривающая уплату страховых взносов в размере 60 процентов от установленных тарифов.

РГ: Комитет Госдумы по труду и социальной политике некоторое время назад выдвигал идею о восстановлении санаторно-курортной программы для работающих граждан. Есть ли какие-то подвижки в реализации этой идеи?

Карелова: На эти цели Фонд социального страхования сможет использовать средства, полученные за счет экономии по расходам на оплату больничных листов. То есть на тех предприятиях, где лучше условия труда, ниже заболеваемость, работники приобретают возможность получить путевки в здравницы.

РГ: Как будет построена в нынешнем году программа санаторно-курортного лечения для льготников?

Карелова: Главное в программе — повышение качества лечения в санаториях. Мы провели уже второй конкурс среди здравниц за право обслуживания льготников, в ходе которого было отсеяно около 400 участников. Кто-то не соответствовал более строгим, чем раньше, условиям, а для кого-то решающими оказались отрицательные отзывы о работе в минувшем году. По особым критериям выбраны санатории, которые должны принять пострадавших вследствие несчастного случая на производстве и профессиональных заболеваний, то есть больных с заболеванием спинного мозга. Увеличена стоимость лечения до 575 рублей по общим заболеваниям и до 900 рублей и выше — для спинальных больных. Отбирая санатории, мы ориентировались и на качество обслуживания, и на количество тех граждан льготной категории, кто отказался от денежной компенсации льгот, таких 650 тысяч человек.

«Российская газета» №2 (3968), 12.01.06

*