Всего через год в России вновь начнется сборка автомобилей Fiat. 40 лет назад подъем отечественного автопрома начался с выпуска итальянских автомобилей на Волжском автозаводе. «Шестерка», последняя из производных от «Фиата», приказала долго жить. И вот — дежавю. Возобновление выпуска автомобилей Fiat в России — дело решенное. А на очереди немецкий Volkswagen. Во время новогодних каникул стало известно о готовности немецкого концерна приступить к строительству автозавода в подмосковном Ступине. Все говорит о том, что отечественный автопром окончательно перестраивается на выпуск иномарок.

В то время как вся страна отдыхала, «Северсталь-Авто» подписала с Fiat соглашение, предусматривающее сборку Palio и Albea на мощностях принадлежащего российской компании завода микролитражных автомобилей. Реализовать проект планируется в режиме «промышленной сборки», по правилам которого автосборочная компания получает право на ввоз иностранных комплектующих по сниженным таможенным ставкам. По предварительным данным, на заводе в Набережных Челнах планируется выпускать до 100 тыс. итальянских малолитражек в год. Две компании также подумывают о выпуске в России нового минивэна Doblo и других моделей марки Fiat. СП в рамках соглашения создавать не планируется, российская компания намерена реализовать проект на собственные средства. А для удешевления выпуска малолитражек комплектующие к ним будут импортироваться из Турции с СП Fiat Auto и турецкой группы Koc.

Это не первая попытка Fiat реализовать совместный проект в России. Прежде прорабатывались планы сотрудничества Fiat с ГАЗом. Рассматривались варианты совместного выпуска то легковушек, то коммерческих автомобилей, то двигателей к ним. Но ни один из них не был воплощен в жизнь. Основная причина — финансовые трудности Fiat. Последние шесть лет концерн не вылезает из убытков, производство на его заводах снижается, сокращаются продажи автомобилей Fiat на европейском рынке. Последний год дела у Fiat пошли лучше. Новые модели, запущенные полтора года назад, стали бестселлерами в Европе, а «развод» итальянской компании с General Motors принес на счета Fiat около 2 млрд. евро. Однако на позиции итальянской марки на российском рынке это пока не сказалось.

Продукция итальянского концерна по-прежнему не пользуется особым спросом у россиян. Репутация у итальянских машин неважная, и сам автопроизводитель не предпринимает никаких усилий к тому, чтобы доказать обратное. Нет ничего удивительного в том, что по итогам 2005 года продажи итальянского концерна в России едва превысили две сотни автомобилей. Теперь продвижением итальянских автомобилей на российском рынке займется российский партнер Fiat. Помимо выпуска машин марки Fiat «Северсталь-Авто» будет продавать итальянские малолитражки через свою дилерскую сеть.

Со строительством в России автозавода Volkswagen все не так определенно. О намерении реализовать этот проект заявил президент компании Бернд Пишетсридер в кулуарах Детройтского автосалона. По его словам, на российском заводе Volkswagen будут собирать машины Skoda Octavia в количестве до 250-300 тыс. единиц в год. Это не первое заявление подобного рода, но окончательное решение еще не принято. Вопрос о начале выпуска чешских малолитражек в России будет обсуждаться на заседании наблюдательного совета VW в феврале. Тогда же будут утверждены параметры финансирования проекта и объемы выпуска на российском заводе VW. Если немецкий концерн все же решится на экспансию, то это будет крупнейший производственный проект в области автопрома за последние годы.

• Михаил ХМЕЛЕВ

11.01.2006 09:42

"Финансовые Известия"

***