Ряды недорогих иномарок российской сборки через несколько лет пополнят итальянский Fiat и немецкий Volkswagen. С 2007 г. “Северсталь-Авто” начнет сборку разработанных еще в 1996 г. моделей Palio и Albea, которые, по оценке экспертов, будут стоить от $9000. А VW в этом году начнет строить завод, чтобы через пять лет производить в России 250 000 Octavia и Pointer, который сейчас стоит от $9500.

В “Северсталь-Авто”, основным владельцем которой является Алексей Мордашов, входят УАЗ, Заволжский моторный завод, Завод малолитражных автомобилей (ЗМА) в Набережных Челнах. ЗМА по лицензии будет собирать иностранные модели машин: уже начата сборка Ssang Yong Rexton, а с 2006 г. завод может приступить к сборке моделей Kyron и Actyon той же фирмы.

Российские автопроизводители начали обхаживать Fiat еще в конце 90-х, но первым договориться о сотрудничестве удалось Горьковскому автозаводу. В 1998 г. ГАЗ, Fiat Auto и ЕБРР создали совместное предприятие “НижегородМоторс”, которому предстояло наладить в России выпуск недорогих автомобилей Fiat — Palio, Palio Weekend и Siena — в количестве до 75 000 шт. У СП появился офис и штат сотрудников, но до организации производства дело так и не дошло, хотя новый владелец автозавода — “Базэл” — пытался поддержать международный проект. “Сначала в России случился финансовый кризис, потом сам Fiat оказался в кризисе, от которого не оправился до сих пор”, — объясняет источник, близкий к ГАЗу. Тем временем продукцию Fiat вытесняли с российского рынка предприимчивые конкуренты. В 2004 г. в стране было продано всего 87 автомобилей этой марки. А о нынешней судьбе “НижегородМоторс” представитель “Руспромавто” Владимир Торин ничего сказать не смог, поскольку в 2004 г. ГАЗ вышел из этого проекта.

Теперь итальянская марка привлекла внимание “Северсталь-Авто”. По подписанному 3 января соглашению с Fiat “Северсталь” с весны займется дистрибуцией в России всего модельного ряда концерна. А с 2007 г. будет собирать на заводе ЗМА модели Palio и Albea. Это сделанные на одной платформе пятидверный хетчбэк и седан класса B с бензиновым двигателем объемом 1,4 л, мощностью 76 л. с. и пятиступенчатой механической коробкой передач. Машинокомплекты “Северсталь” будет покупать у турецкой компании Tofas (СП Fiat Auto и турецкой группы Koc). В компании не раскрывают объем выпуска и стоимость автомобилей, но признают, что обе модели разработаны 10 лет назад.

“Palio и Albea относятся к массовому сегменту, который мы и планировали собирать на ЗМА, — объясняет выбор представитель “Северсталь-Авто”. “Эти модели хорошо продаются в Турции, поэтому мы посчитали, что и в России на них будет большой спрос”, — сказал “Ведомостям” представитель Fiat. Но предполагаемые объемы производства обе компании не раскрывают.

Palio, как и Renault Logan, разработан специально для “стран третьего мира”, говорит независимый эксперт автомобильного рынка Сергей Алексейчук. Сейчас Palio выпускается в Бразилии и Турции. В нашей стране Palio и Albea будут конкурировать с Renault Logan (стоит от $9000), предполагает директор по маркетингу группы компаний “Рольф” Валерий Тараканов. Пресс-секретарь завода “Автофрамос” Ванесса Леви не стала комментировать планы “Северсталь-Авто”, сказав лишь, что завод в 2007 г. планирует собрать 60 000 Renault Logan.

“Главный критерий при выборе марки — массовый спрос, а Palio и Albea — автомобили класса В, спрос на которые будет расти наибольшими темпами”, — добавляет он. А вот Алексей Сорокин, представитель компании “Инком-Авто”, не столь оптимистичен. Он напоминает, что Fiat Palio — устаревшая модель, созданная специально для развивающихся рынков, и это ее большой минус. Fiat практически не работал в России, не имеет сервисов, только на продвижение моделей Palio и Albea “Северсталь-Авто” придется тратить более $1 млн в год, говорит он.

Ставку на недорогую модель решил сделать и Volkswagen. Вчера представитель компании заявил, что правление решило начать в 2006 г. строительство в подмосковном Ступине завода по сборке автомобиля класса С Octavia (выпускается чешским подразделением концерна Skoda), а также городского автомобиля Volkswagen Pointer. Окончательное решение о старте проекта совет директоров Volkswagen должен принять в феврале. Ожидается, что к 2011 г. завод выйдет на проектную мощность около 250 000 машин в год. Продажи Pointer стоимостью от $9500 начались осенью 2004 г. За прошлый год их было продано 2382. Это также не новая модель, она собирается в Бразилии.

Передача европейских или американских автомобилей, отработавших свой срок в развитых странах, на сборку в страны третьего мира распространена среди мировых автоконцернов, говорит Алексейчук. “Классический пример — Volkswagen Beetle, который был разработан в 60-х гг. и выпускался в Европе, был передан в Мексику и снят там с производства 10 лет назад, — говорит Алексейчук. — Иногда устаревшие модели меняют название — например, американская Opel Astra собиралась в Бразилии под брэндом Chevrolet Astra, а потом в России под брэндом Chevrolet Viva”.

Мария Рожкова

Глеб Столяров

Вера Сурженко

Ведомости

11.01.2006, №1 (1528)

Ведомости

*