Казалось бы пора при­выкнуть и смириться: ежегодно 1 января по всей стране идет смена цифр на ценниках, как правило, в сторону увеличения. Но на каком основании? Ответ на этот вопрос искали коррес­понденты «РГ».

Счет почти гамбургский. САМАРА

В 2006 году жизнь в Сама­ре станет заметно дороже, чем в прошлом.

Почти на 20 процентов больше придется платить за услуги связи, как телефонной, так и почтовой. Хотя качество их, особенно после­дних, по отзывам пользователей, не только не повысилось, но и за­метно ухудшилось. К примеру, не­редки случаи, когда письмо из Москвы в Самару идет более ме­сяца. А газеты, которые печатают­ся в Первопрестольной, приходят к самарским подписчикам порой только через неделю после их вы­хода в свет.

На пятнадцать процентов воз­растут траты на общественный транспорт, нареканий на работу которого с каждым днем также становится все больше.

Но все эти затраты ничто по сравнению с тем, сколько самарцам придется платить за свое жи­лье и коммунальные услуги. Кон­кретный размер этих расходов жителям города предстоит узнать только в конце месяца, когда они получат первые «собачьи» пла­тежки. А пока из официальных со­общений городской администра­ции стало известно только то, что тарифы на жилье и услуги ЖКХ возрастут в среднем на 20 процен­тов. Но, похоже, эта средняя циф­ра так же отражает истинную си­туацию, как средняя температура по больнице.

К примеру, по словам замгла­вы администрации Самары Вла­димира Василенко, четверо жиль­цов трехкомнатной квартиры пло­щадью 70 квадратных метров вместо прошлогодних 2101 рубля будут платить на 521 рубль боль­ше — 2622. Нетрудно посчитать, что это уже совсем не 20 процен­тов, а все 24,79, то есть практичес­ки платить придется на четверть больше, чем прежде. Если же со­отнести эту сумму со среднемесяч­ной зарплатой по городу, то доля эта составит около трети.

Бросается в глаза, что тарифы выросли весьма неравномерно. К примеру, стоимость холодного во­доснабжения и канализации взви­лась в цене в зависимости от типа дома от трех до четырех раз. Газ в самое ближайшее время должен подорожать, как обещают, где-то на скромные десять процентов. Электричество уже поднялось на 14. Впрочем, в этом году энергети­ки предлагают нам жить по-ново­му и пользоваться электроприбо­рами исключительно по ночам.

Для этого они вдвое уменьшили стоимость электроэнергии, кото­рая будет израсходована с 23 ча­сов ночи до 7 утра. Но в этом слу­чае «совы» должны будут устано­вить для себя и, естественно, за свой счет электросчетчики сто­имостью не менее трех тысяч руб­лей, способные разделить потреб­ленные киловатты на дневные и ночные. А вот стоимость установ­ки этих приборов пока не объяв­лена, а потому никто сейчас не может сказать, стоит ли овчинка выделки.

Окончательный жилищно-коммунальный приговор для каж­дого жителя города, повторимся, станет известен только в конце января. Сегодня же ясно лишь одно: мало никому не покажется. Кстати, объявляя о том, что теперь жители города будут платить пол­ную стоимость содержания жилья и услуг ЖКХ, городские власти ни словом не обмолвились о том, на­сколько повысится качество этих услуг.

Кроме того, в нынешнем году придется раскошелиться всем вла­дельцам автомобилей. Цены за место на автостоянках еще окон­чательно не определены, но, по предварительным данным, они вырастут от полутора до двух раз. Вполне возможно, что автомоби­листам в этом году очень сильно придется потратиться и на выпла­ту транспортного налога. В самом конце года Совет Федерации РФ выступил с законодательной ини­циативой о повышении его сразу в пять (!) раз. И тогда владельцам даже самой маленькой малолит­ражки придется платить около че­тырех тысяч рублей, а обладате­лям раритетов типа «Волги» — все пять, что составляет более поло­вины среднемесячной зарплаты по городу.

Собаки обычно любят бегать на своих четырех и очень не лю­бят автомобили. Поэтому, навер­ное, эта исконная нелюбовь и вы­лилась в такое грабительское от­ношение к автомобилистам.

А впереди их, естественно, ждет традиционное, сначала ве­сеннее, потом летнее, а затем и осеннее подорожание бензина. По прогнозам, к концу года автомо­бильное топливо должно подоро­жать как минимум на двадцать процентов. А практика показыва­ет, что цены на бензин всегда яв­ляются очень надежным и прове­ренным катализатором соответ­ствующего повышения цен на по­давляющее большинство товаров и услуг.

В этом году впервые после до­вольно продолжительной паузы ожидается повышение цен на хлеб. Российские эксперты аграрного рынка считают, что бу­ханка будет обходиться самарс­ким едокам на 8-10 процентов дороже, чем в минувшем году. Причем уже в первом квартале. Примерно на столько же должны повыситься в цене молоко и мо­лочные продукты. А вот говяди­на может подорожать и на все двадцать процентов.

Впрочем, правительство обе­щает удержать инфляцию на уров­не 8,5 процента. А это значит, что рост цен на перечисленные това­ры и услуги будет частично ком­пенсирован снижением стоимости других товарных позиций. Будем надеяться, что так оно и случится. Но при этом следует помнить, что Огненная Собака способна не только лаять, но иногда и серьез­но покусывать.

Рождествелский пикет. УЛЬЯНОВСК

Жители Ульяновска получили к Новому году нежданный пода­рок: накануне самого любимого всенародного праздника мэр го­рода Сергей Ермаков объявил об очередном повышении тарифов на жилищно-коммунальные услуги. А седьмого января активисты одной из общественных органи­заций выставили пикет в сквере Гончарова, протестуя таким образом против решения городских властей.

Мэр явно торопился — тарифы следовало повысить до оконча­тельного принятия городского бюджета. Говорят, что вообще-то в роли недоброго Деда Мороза вы­ступил совсем даже не Ермаков, который очень не хотел огорчать горожан. Мэра и председателя Ульяновской городской Думы в перерыве ее пленарного заседания срочно пригласили в областное правительство, где усиленно убеждали в необходимости тако­го шага. Видимо, доводы и аргу­менты, предъявленные главе го­рода председателем кабинета ми­нистров Александром Майером, оказались весьма убедительными. По крайней мере, сразу после этой встречи вопрос был решен — тари­фы повышены на 19,5 процента. То есть почти по максимуму, вве­денному федеральным центром для ограничения аппетитов реги­ональных и муниципальных чи­новников.

«Такое ограничение было не­обходимо, — говорят независимые эксперты, — поскольку понятно, что местным властям проще повы­сить тарифы на услуги ЖКХ. нежели системно заниматься сниже­нием их себестоимости. Так что следовало ожидать, что наши чи­новники используют возможность повышения в полном объеме».

Активистов, вставших в пикет, оказалось даже больше, чем было заявлено. Однако милиционеры, имевшие право по этому формаль­ному признаку составить протокол о нарушении, решили не вмеши­ваться — похоже, их симпатии были на стороне протестующих. На плакатах пикетчиков — «Нет повы­шению тарифов!», «Реформу ЖКХ — под гражданский контроль», «Морозова в отставку!». Последнее требование, кстати, появилось впервые. Прежде фамилия губер­натора в таком контексте не упоми­налась, а недовольство обществен­ности по тому или иному поводу относилось на счет премьера обла­стного правительства. Из этого де­лается вывод, что Сергею Морозо­ву, получившему в свое время со­лидный кредит доверия, местная общественность предъявила к оп­лате первый вексель.

Решение о подъеме тарифов, к слову, поддержали не все депута­ты городской Думы. Один из них даже счел необходимым поуча­ствовать в пикете. Именно он об­жаловал в суде еще летнее повы­шение квартплаты. Завтра этот его иск к мэрии Ульяновска будет рассматривать окружной арбит­ражный суд в Казани. По мнению депутата, нынешнее повышение тарифов совершенно не обосно­вано: по его расчетам, даже после летней корректировки тарифы ЖКХ стали больше ста процентов себестоимости. Ныне — тем более. Полгода назад новые тарифы были приняты без предваритель­ной экспертизы, как того требует закон. И уже тогда ульяновские тарифы оказались одними из са­мых высоких в ПФО. «Куда же еще?» — спрашивают протестую­щие.

По предварительным подсче­там, сделанным помощником де­путата, если просуммировать все платежи, тарифы в реальности повышаются не на 19,5 процента, а более чем на треть. Причем по ряду тарифов повышение вообще умопомрачительное: холодное во­доснабжение — на 31 процент, го­рячее — на 47, содержание жилья и текущий ремонт — почти вдвое! Журналисты и общественники во­оружились калькуляторами, но так и не могут понять, откуда взя­лись пресловутые 19.5. Больше всего повышение коснулось энер­гетических тарифов. Это обстоя­тельство даже дало пикетчикам повод для подозрений в лоббиро­вании такого решения нынешним министром ТЭК и ЖКХ в област­ном правительстве — выходцем из структур энергетического комп­лекса.

Поскольку очередной рост та­рифов совпал с пиком коммуналь­ной реформы, промежуточные ре­зультаты которой не вызывают оптимизма, то можно предполо­жить, что дни крещенских моро­зов могут оказаться жаркими.

«Российская газета» № 1 (3967) от 11.01.2006

*