Ну… конец! Кажется, отгудела, отплясала, отстреляла страна петарды и хлопушки в нынешние новогодне-рождественские каникулы. Осталось еще разок принять на грудь на старый Новый год, и можно всерьез браться за работу. А заодно подсчитывать убытки. В одной лишь столице за праздники погибло в огне пиротехнических и прочих пожаров 15 человек, а еще 49 получили ожоги. Тем временем на улицах столицы замерзло 14 человек. В дорожно-транспортных происшествиях погибло 26 москвичей — как правило, по вине нетрезвых водителей.

Данные, конечно, жутковатые, но, по словам специалистов, “вполне обычные”. В прошлом новом году московские траурные цифры были даже почти вдвое выше. Да и в целом по России, как утверждают представители правоохранительных органов и служб МЧС, встреча года Огненной собаки прошла относительно спокойно.

В этот раз даже экономисты не пугали общественность огромными финансовыми потерями за счет десятидневного безделья значительной части российского населения. Год назад, например, убытки федерального бюджета оценивались Минфином аж в 8 млрд. рублей. Хотя один лишь праздничный товарооборот (увеличивающийся за предпраздничные дни в 8 — 15 раз) способен покрыть не меньше половины этих убытков. А если учесть, что испокон веку первая новогодняя неделя лидировала по объему выпущенного брака, то лучше уж законно отдыхать, чем так работать.

Впрочем, если все-таки снова отменить январские каникулы, что изменят “упущенные” 8 млрд. рублей, если в одном лишь Стабилизационном фонде у Минфина сегодня вполне успешно “стерилизуется” сумма в 200 раз больше?

Надо сказать, что население страны в эти дни придерживалось прямо противоположной стратегии: сбережения (которые, судя по опросам социологов, копились на Новый год аж с сентября) разлетались направо и налево. Основные суммы, правда, откладывались для покупки продуктов на праздничный стол (от 500 до 3000 рублей на человека), чуть меньше ушло на презенты родным и близким (в большинстве семей — примерно по 1000 рублей на каждого, у четверти семей — втрое-вчетверо больше). Для сравнения: средний испанец в нынешние праздники потратил на те же цели 833 евро — что составляет 1/14 часть среднеиспанского годового дохода. Причем, если на первом месте у жителей Пиренейского полуострова — подарки детям и близким родственникам, то на втором — расходы на праздничные поездки и прочие развлечения за пределами дома. Примерно такое же соотношение праздничных затрат социологи отмечают в Германии, Франции, США, даже Японии. На домашнее застолье там уходит “остаток”.

У россиян, увы, пока все не так. Согласно декабрьским опросам Левады-центра, подавляющее большинство наших соотечественников еще задолго до начала праздников запланировало их встречу именно у себя дома (72 процента) или в гостях у родственников или друзей (еще 19 процентов). В доме отдыха с новыми неизвестными людьми собирались пригубить праздничное шампанское лишь 1 — 2 процента, за рубежом — чуть побольше: 6 процентов опрошенной молодежи и 2 — 3 процента людей постарше. Причем, как показывает анализ, причина “домоседства” не в традициях (“Новый год — семейный праздник”) и даже не в недостатке средств, а в неразвитости подобного сервиса.

Любопытно, что год назад известие об устройстве для всей России 10-дневных зимних каникул одобрительно встретило большинство россиян (57 процентов), зато после праздников число недовольных новшеством перевалило за 60 процентов. В нынешнем году такие опросы пока лишь планируются или начинают проводиться. Но, судя по тому, что страна и в этот раз в основном угощалась, протрезвлялась и похмелялась, отношение к такому распорядку вряд ли изменилось.

«Труд» №001, 11.01.06

***