Мораторий на рост бензиновых цен истек
С наступлением нового года истек мораторий на повышение розничной цены бензина, объявленный в сентябре крупнейшими российскими нефтяными компаниями.
Показательно, что эта договоренность вышла боком автовладельцам. Ведь цены на нефть на мировых рынках, достигнув в сентябре пика, затем снизились. А цены на бензин на заправках, где нефтяники их заморозили, долгое время оставались на прежнем — максимальном — уровне. Cтоимость нефти на внутрироссийском рынке с конца сентября по конец декабря упала на 23%, в то же время оптовая цена бензина А-92 снизилась лишь на 18%, дизельного топлива — на 21%. Так что, сделав «широкий жест» в сторону властей, компании не только не остались внакладе, а скорее, наоборот, сумели неплохо заработать.
Кроме того, с началом весны ажиотажный спрос, который неизбежно возникает во время сельхозработ, может привести к резкому подорожанию горючего, как это случилось прошедшей осенью, прогнозирует «Время новостей».
За время моратория правительство должно было принять меры, позволяющие кардинально изменить ситуацию на внутреннем рынке. Сейчас налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), который платят нефтяники, привязан к мировым ценам на нефть. Так что когда растут цены, увеличивается размер налога, а следовательно, и стоимость сырья внутри России. Чиновники обещали «отвязать» НДПИ от котировок западных бирж и согласовать новую систему до конца года, однако не успели этого сделать. Как сообщили вчера РИА «Новости» в МЭРТ, эту работу планируется завершить к марту.
На первой в нынешнем году встрече с президентом Владимиром Путиным министр экономразвития Герман Греф прогнозировал, что динамика в новом году будет «более скромная» по сравнению с прошедшим годом, когда рост составил 15,8%. «Потенциал роста мировой цены все-таки не будет таким высоким», — пояснил он.
Хотя чиновникам так и не удалось договориться об изменении системы расчета НДПИ, они уверяют, что государство не сидит сложа руки. В частности, представители Минпромэнерго вчера напомнили, что в этом году не был индексирован по сравнению с 2005 годом акциз на бензин, что должно сдержать цены. Кроме того, отмечает представитель ведомства, с 1 января до конца сентября «введено обнуление пошлины на ввоз импортного оборудования для модернизации НПЗ». Теоретически эта мера в конечном счете должна привести к увеличению объема производства нефтепродуктов — но лишь через продолжительное время. И мера эта крайне необходима, ведь в противном случае к 2010 году России грозит жесткий бензиновый кризис, связанный именно с недостатком перерабатывающих мощностей.
***