Прошедший год оказался урожайным во всех смыслах. Крестьяне собрали сравнительно много зерна, сахарной свеклы. Но важнейшим стал иной показатель: государство ощутило себя достаточно богатым для того, чтобы обратить серьезное внимание на сельское хозяйство. К тому же сделанное в отрасли за последние годы, похоже, убедило верховную власть в том, что с АПК можно иметь дело. В результате по инициативе Президента РФ родился национальный проект «Развитие АПК».

Все, что с связано с его реализацией, и будет главной интригой 2006-го года.

Конечно, суммы, отпущенные на село, и в новом году не назовешь гигантскими. Но сам принцип обнадеживает. Иными словами, вектор коротенький, но указывает в верном направлении.

Впечатление такое, что президент решил пойти на эксперимент — дать аграриям некоторую сумму и поглядеть, смогут ли они рационально использовать ее. Если так, кто национальный проект «Развитие АПК» накладывает на всю отрасль — от министерства до владельца самого маленького личного подсобного хозяйства — серьезную ответственность.

Удастся добиться заметных сдвигов к лучшему в животноводстве и малом сельском бизнесе, — мощный козырь окажется в руках крестьян и тех, кто на их стороне. Не удастся — восторжествуют противники села.

Пока можно сказать, что предложенная программа действий выглядит очень разумной и по-хорошему приземленной. Нет в ней завиральных эмпирических планов — только то, что где-то в России уже опробовано и дало неплохой результат. То есть ответ на вопрос «Что делать?» дан, и вызывает сдержанный оптимизм.

Теперь нам предстоит увидеть, кто будет реализовывать национальный проект. Все ли регионы примут в нем участие? На кого правительство сделает ставку в животноводстве — на старые аграрные кадры или пришельцев из других отраслей? Каким фермерам и владельцам личных подсобных хозяйств даст государство беспроцентные кредиты — самым сильным или нет? Какие конкретно люди на местах займутся организацией кредитных кооперативов и пунктов закупки продукции у населения?

Ответы на эти вопросы явно не будут однозначными. И их трудно сформулировать в Москве. Многое будет зависеть от позиции региональных и районных властей.

Складывающиеся тенденции мы будем пристально отслеживать и сообщать о своих наблюдениях читателям. Потому что общий результат реализации национального проекта сложится из множества мелких побед и поражений в непосредственной близости от полей, ферм и деревень.

Другой важное ожидание в следующем году связано с подготовкой к вступлению России в ВТО. И здесь тоже многое зависит от частностей. Какие условия выторгуют наши переговорщики, да в какие сроки: Мы уже неоднократно писали о том, что, по нашему мнению, начинать реализацию национального проекта «Развитие АПК» и тут же открывать рынок продовольствия — все равно, что, по меткому определению классика легкого жанра, принимать слабительное со снотворным одновременно.

Остается только надеяться, что наша страна еще достаточно долго проходит в кандидатах во Всемирную Торговую Организацию.

Еще одно важное ожидание связано с будущими хозяйственными и экономическими результатами деятельности участников агропродовольственного рынка. Уже тревожно за озимые — из-за погоды. И за подсолнечник — из-за конъюнктуры. Но это, в общем, ежегодные крестьянские ожидания. Хочется только акцентировать внимание на двух моментах.

В следующем году должны заработать на полную мощность несколько крупных свиноводческих проектов. Кажется очень важным, чтобы к этому времени на рынке не произошло никаких катаклизмов. Потому что успешный старт новых предприятий станет хорошим сигналом для потенциальных инвесторов. А неуспешный — плохим.

Эта мысль примитивна, на первый взгляд. Однако мы неоднократно подчеркивали: благоприятная репутация отрасли в сложившейся ситуации — один из важнейших факторов развития.

В связи с этим нельзя не вспомнить о мясном птицеводстве и птичьем гриппе. Крупные производители в прошлом году отмахивались от обсуждения этой темы, мотивируя тем, что на современных птицефабриках совершенная система обороны от вируса, и он на территории России еще ни разу не проник на промышленное предприятие. Однако вся эта история, во-первых, уже показала ветеринарную незащищенность личных подсобных хозяйств, в которых производится значительное количество продовольствия. А, во-вторых, судя по последним сообщениям из Турции, эпопея с птичьим гриппом отнюдь не закончена.

Было бы прекрасно, чтобы она и в следующем году не нанесла существенного вреда отечественному птицеводству.

И в заключении -о двух идеях, которые бродят в обществе давно, но пока не реализуются практически.

Очень бы хотелось, чтобы в следующем году сельское хозяйство приняло более активное участие в производстве энергоресурсов.

Это и расширение площадей под рапсом на биодизель.

Это и производство топливного спирта. Профессор Б. Рудой, изобретатель двигателя внутреннего сгорания на самогонном топливе, подготовил проект перевода сельского хозяйства одного района Башкирии на обводненный этиловый спирт. Выяснилось, что все необходимое горючее можно произвести только из соломы с местных полей. И себестоимость литра соломенного спирта — не больше трех рублей.

Конечно, тот, кто торгует углеводородным топливом, на фоне нынешних высоких мировых цен на нефть сочтет даже разговоры о переходе сельского хозяйства на спиртовое топливо безумием. Но тот, кто вынужден покупать бензин и солярку, смотрит на вещи иначе. Во всяком случае, японцы уже проявили серьезный интерес к работам Б. Рудого. Обидно будет, если в следующем году интересную разработку по традиции уведут из страны.

Другая идея выглядит не такой сумасшедшей, но, похоже, так же далека от реализации. Она связана с организацией несельскохозяйственных рабочих мест в деревне.

Китайцы, между прочим, начинали шить свои пуховики в деревнях. Куртки были, в основном, — дрянь. Однако дешевы. А внешнеторговый и экономический результат сегодня нам известен.

Конечно, Россия — не Китай. Но социальные проблемы села невозможно решить только путем развития сельскохозяйственного производства. Потому что оно вынуждено становиться все более интенсивным, а значит — малолюдным. А вот села и малые города пустеть не должны.

Наивно было бы ждать, чтобы такие фундаментальные проблемы можно решить за год. Но мы надеемся, что в 2006 году на этих фронтах начнутся позитивные изменения. Хотя бы в сознании сильных мира сего.

В конце концов, еще пять лет назад в так называемом «приличном обществе» предложение считать сельское хозяйство национальным приоритетом звучало, как минимум, глупо:

Михаил Чкаников «Крестьянские ведомости»

10/01/2006

www.agronews.ru

*