«В ночь под Новый год бесчисленные сонмы бесов выходят из преисподней и свободно расхаживают по земле, пугая весь крещеный народ. Начиная с этой ночи, вплоть до кануна Богоявления (19 января) нечистая сила невозбранно устраивает пакости православному люду и потешается над всеми, кто позабыл оградить свои дела крестом. В эти страшные вечера, говорит народная легенда, бог на радостях, что у него родился сын, отомкнул все двери и выпустил чертей погулять. И вот черти, соскучившись в аду, как голодные набросились на грешные игрища и придумали, на погибель рода человеческого, бесчисленное множество развлечений, которым с таким азартом предается легкомысленная молодежь.

НОВОГОДНИЕ ОТКРЫТКИ ЕЛИЗАВЕТЫ БЕМ

Е.М.Бем. Снегурочка. Мороз не велик, да стоять не велит!

СПб.: Изд. Общины Св. Евгении, 1901 (Литогр. А.Ильина). Хромолитография

Так говорит строгая легенда, созданная благочестивыми людьми в поучение ветреной молодежи. Однако молодежь до сих пор не прониклась смыслом этого поверья и по всей великой Руси проводит святки в веселье, распевая песни, затевая игры и устраивая гаданья.

Так писал в конце девятнадцатого века замечательный русский историк и энтограф С.В. Максимов. Вот какой рассказ крестьяской девушки довелось ему услышать:

«Пришла я с загадок и задумала суженого вызвать — страх захотелось мне узнать, правда это или нет, что к девушкам ночью суженые приходят. Вот я стала ложиться спать, положила гребенку под головашки и сказала: «Суженый-ряженый, приди ко мне мою косу расчесать». Сказавши так-то, взяла я и легла спать, как водится, не крестясь и не помолившись богу. И только это я, милые мои, заснула, как слышу, полез кто-то мне под головашки, вынимает гребенку и подходит ко мне: сдернул с меня дерюгу, поднял, посадил на кровати, сорвал с моей головы платок и давай меня гребенкой расчесывать. Чесал, чесал да как дернет — ажно у меня голова затрещала. Я как закричу… Отец с матерью вскочили: мать ко мне, а отец огонь вздувать. Вздули огонь, отец и спрашивает: «Чего ты, Апрось, закричала?» Я рассказала, как я ворожила и как меня кто-то за косы дернул. Отец вышел в сенцы, стал осматривать двери — не видать ничего. Пришел он в избу, взял кнут и давай меня кнутом лупцевать — лупцует да приговаривает: «Не загадывай, каких не надо, загадок, не призывай чертей». Мать бросилась было отнимать — и матери досталось через меня. Легла я после того на постель, дрожу вся как осиновый лист и реву потихоньку: испугалась, да и отец больно прибил. А утром, только я поднялась — вижу, голова моя болит так, что дотронуться до нее нельзя. Глянула я около постели своей на земь — вся земь усыпана моими висками. Вот как «он» меня расчесывал. Стала я сама расчесывать косу, а ее и половину не осталось — всю почти суженый выдернул». Да, теперь то родители куда мягкосердечней стали…

А вот описание другого способа гадания.

«Ночью девушки толпой тихонько пробираются к овину (вы представляете себе, как выглядит овин? Я вряд ли смогу отличить его от амбара, но не это важно…), который считается страшным местом, потому что здесь обитает злой дух «овинник», и каждая, подняв сарафан, становиться задом к окошечку, выходящему из ямы овина, и говорит прерывающимся от страха голосом: «Суженый-ряженый, погладь меня». Если затем девушке покажется, что ее погладили мохнатой рукой, то значит муж у нее будет богатый, если голой, то бедняк. Проделав это, девушки идут в овраг, где находится баня, снимают с себя кресты и сеют золу, которую потом каждая из них высыпает отдельной кучкой возле печки. Здесь они проделывают то же самое, что и у окна овина, только подходят к челу печки передом, и тоже просят суженного погладить их. Вот тут и случается, что вместо нечистого духа в овин и баню забираются ребята и проделывают над гадальщицами непристойные, а иногда и прямо жестокие шутке.

Но в тех случаях, когда парни не мешают девушкам, гаданье в бане заканчивается тем, что насыпав кучку золы, девушки на другой день идут смотреть: если на кучке заметен след в сапогах – то девушка выйдет за богатого, если в лаптях – за бедного, если, наконец, будут видны следы от удара кнутом – то муж у девушки будет сердитый и будет бить жену. »

Интересно, как играли и насмешничали в ту пору наши прапрабабушки и прапрадедушки.

«Игра в покойника (местами эта игра называется «умрун», «смерть» и т. д.). Состоит она в том, что ребята уговаривают самого простоватого парня или мужика быть покойником, потом наряжают его во все белое, натирают овсяной мукой лицо, вставляют в рот длинные зубы из брюквы, чтобы страшней казался, и кладут на скамейку или в гроб, предварительно привязав накрепко веревками, чтобы в случае чего не упал или не убежал. …Гроб с покойником ставят среди избы, и начинается кощунственное отпевание, состоящее из самой отборной, что называется, «острожной» брани.

По окончании отпевания девок заставляют прощаться с покойником и насильно принуждают их целовать его открытый рот, набитый брюквенными зубами.

В некоторых местах та же игра в покойника варьируется в том смысле, что покойника, обернутого в саван, носят по избам, спрашивая у хозяев: «На вашей могиле покойника нашли — не ваш ли прадедка?» »

Участие в таких забавах считалось большим грехом, и поправить дело участники подобных безобразий могли только купанием в проруби на Крещенье. То же самое надлежало делать и все тем, кто рядился и надевал маски, «рожи» и прочие маскарадные наряды. Не забудьте об этом…

Лита.ру

*