Наши предки задолго готовились к Святкам. Уже Рождественским вечером по дворам шли колядовщики, распевая колядки — чаще всего рождественские песнопения. Святки были временем торжеств, праздничного отдыха и разнообразных игр. Есть одна черта, которая роднит русских с Европой. На Святках обычно вечерами по деревням ходили ряженые. Наряжались медведем, конем, козой, журавлем, а то и рогатой нечистью. В горных районах Шотландии обычно для этого припасалась шкура быка, с хвостом, головой и рогами. Ряженый вместе с другими обходил дома с особыми песнями-пожеланиями.

В Англии среди ряженых особой популярностью пользовался конь. Череп или деревянная морда коня надевается на палку, и ее держит человек, закутанный в покрывало. В Польше порой ряженые водят живую козу, считая, что она каким-то магическим образом влияет на урожай. Немцы и словенцы предпочитают рядиться в маски всевозможных Клаусов, Воданов и Рупрехтов — различных горных духов. Понятное дело — маски страшные. В Испании, Бельгии и на юге Нидерландов до сих пор на Святки водят великанов, для изготовления которых обильно пользуются папье-маше. Причем великанов величают то Иродами, то именами римских императоров.

    Но вернемся в Россию. Накануне Святок молодежь обычно договаривалась и снимала на этот период избу или баню. Сюда колядовщики приносили собранные по дворам дары — лепешки, пироги, колбасы, орехи. Здесь разыгрывались представления — где-то куражились ряженые, а кое-где ставились настоящие театральные представления.

    Праздничный стол наших предков был несравненно скуднее, нежели наш. Накануне Рождества забивались свиньи, откормленные телята, гуси, утки. Это диктовал нехитрый быт — холодильников не было, и на Руси мясо долго сохранялось только в зимнее время. Появление мясных блюд на столе само по себе уже было праздником. На Рождество пеклись в богатых домах пшеничные лепешки, а в бедных — ржаные. Праздничный стол украшали различные соленья и варенья, заготовленные летом. Из напитков — различные домашние настойки, брага и самодельное вино.

   

   

Московский Комсомолец

Сергей БЫЧКОВ.

Московский Комсомолец

*