Уродилась кутья накануне Рождества! Кутья — это обрядовая еда. Кутья почиталась как хранительница здоровья. Приносила большуха ввечеру 6 января зерна, в ступу ссыпала. А мужик тем временем по воду шел. С зерен шелуху ободрать, о здоровье родных и близких задумывать было в обычае этого вечера. А после кашу варили. Меду добавляли, соку конопляного, коровьего масла. В рождественский сочельник не едят до первой звезды. После серьезной части за домашним столом — начиналось святочное веселье. «Пришли колядки — блины да ладки (оладьи)», то есть наступила пора взаимных угощений, веселия и радости.

Томилась каша в протопленной русской печи. И пахла она дурманно, сладко. В ней таились и солнце, и чистота природной водицы. Эта обрядовая еда должна в животе тепло держать, не дать нутру исхудать. Кутья уродилась — и день уродился. И год в гору попятился. А худая кутья — сверху без поджаристой пенки, впалая в горшок — сулила худой год. Без кутьи в избе зябко, неладно.

В рождественский сочельник не едят до первой звезды. Торжественный ужин не отличается большим разнообразием блюд. Главное и необходимое кушанье на этом столе — кутья. «Для вечерней трапезы готовится доселе из круп каша, а из пшена и ячменя — кутья сочельницкая»,- писал еще в начале прошлого века И. Сахаров. Обязательной принадлежностью рождественского стола были и фигурки из теста: «В каждом доме приготовляли к празднику Рождества Христова из пшеничного теста фигуры, изображающие маленьких коров, быков, овец и других животных и пастухов. Такие фигурки ставились на окна и столы, посылались в подарок родным». Это сведения по Архангельской губернии, но практически то же самое с незначительными местными вариациями зафиксировано и в других русских губерниях. В Подмосковье, к примеру, «в первый день Рождества печется ряд мелких коров, одна большая фигура коровы и две большие фигуры овец. Эти фигуры хозяйка хранит до Крещения, в Крещение же после водосвятия размачивает в святой воде фигурки и даст скоту».

После серьезной части за домашним столом — начиналось святочное веселье. «Пришли колядки — блины да ладки (оладьи)», то есть наступила пора взаимных угощений, веселия и радости.

Приметы на святочное время:

На Святой вечер из дома хозяину уходить не годится, а то, мол, скотина по весне будет по лесам да болотам плутать.

Много звезд ввечеру 6 января — деревенские люди судили: «Много ягод будет летом, хорош будет приплод у скотинки».

Девица на кутью слушала, откуда собака залает. Мол, в той стороне жених надумывает сватов к ней засылать. Пелось с наступлением святок: «Гадай, гадай, девица, отгадывай, красная, в какой руке былица?»

Зимние Святки — забота хозяйки углядеть за скотиной, оградить от sилы нечистой коровушку и свинью, овец и кур.

Гнутой работы о Святках не делали, было поверье — приплода не будет.

На святой вечер ткать — несчастью угождать.

Глядели: Темные святки — молочные коровы, светлые святки — ноские куры.

Первый блин под Рождество хозяйка овцам несла, через серп ломала, чтобы овечью шерсть овинный домовой не таскал. Но и животные, и птицы могли как бы предвещать горькое, и наоборот, от человека недоброе гнать. Они порой будто знали путь, что вернее.

В избе держали трехцветную кошку. Верили, что с ней хоть с плошку, да будет благополучия. А когда семишерстную кошку в избу приносили, то примечали: с ней счастье из избы не отлучается. Жива до сих пор в деревне такая примета — в нежилой дом сперва пускали ночевать кошку и петуха и лишь после считали — будет в нем жизнь легка. Во всех сказках с пением первого петуха пропадает нечистая sила, отступает морока, и деревня просыпается.

В одной из песен-заклинаний славят Кура и Курку и питье сытицы, (медового взвара), что значит — сладкую жизнь:

Кур идет в сени,

и Курка с ним, слава!

Кур клюет пшеницу,

и Курка с ним, слава!

Кур пьет сытицу,

и Курка с ним, слава!

Источник: «Русская традиция»

*