Как стало известно «Ведомостям», «Аэрофлот» рассматривает возможность приобретения авиакомпании «Самара». Часть акций может быть выкуплена у менеджмента, а 47% -ный госпакет «Самары» Минимущество неожиданно решило добавить в план приватизации текущего года. Аналитики оценивают рыночную стоимость «Самары» в $10 млн.

В 2003 г. «Аэрофлот» перевез 5,8 млн человек, из них на внутренних маршрутах — 1,7 млн. Компания эксплуатирует около 80 самолетов. По оценке «Ренессанс Капитала», по итогам 2003 г. выручка «Аэрофлота» от пассажирских перевозок составит $1,215 млрд, в том числе на внутренних линиях — $236 млн. Контрольный пакет акций «Аэрофлота» принадлежит государству, около 30% акций — Национальному резервному банку, около 10% — менеджменту.

«Самара» — крупнейшая авиакомпания Поволжья, в 2003 г. перевела более 450 000 человек. Эксплуатирует 29 самолетов, в том числе восемь Ту-154M. Выручка «Самары» за 2002 г. — 1,12 млрд руб. 46,5% акций принадлежит Минимуществу, менеджмент компании контролирует около 40% акций «Самары».

Финансовый директор «Самары» Владимир Дынин рассказал «Ведомостям», что на прошлой неделе руководство авиакомпании провело переговоры с представителями «Аэрофлота». По словам Дынина, «Аэрофлот» рассматривает возможность приобретения «Самары», прежде всего 46,5% -ного госпакета. До сих пор он не выставлялся на продажу. Однако чиновник Минимущества России сказал «Ведомостям», что сейчас его ведомство составляет дополнительный список предприятий к плану приватизации на нынешний год и включило в него госпакет «Самары». Источник в «Самаре» говорит, что менеджмент также готов продать часть своих акций (около 20% ) «Аэрофлоту», чтобы тот мог консолидировать контрольный пакет после приватизации поволжской авиакомпании.

Замдиректора «Аэрофлота» Лев Кошляков открещивается от планов покупки регионального перевозчика. «Мы хотим развиваться в регионах, это правда, и топ-менеджеры «Аэрофлота» действительно вели консультации с «Самарой», но каких-то конкретных договоренностей пока не достигнуто, — говорит он. — Тем более что поглощение авиакомпаний не единственный и не всегда самый эффективный способ выхода на новые рынки». Впрочем, источник в «Аэрофлоте» говорит, что национальному авиаперевозчику хотелось бы закрепиться в Поволжье, поэтому его интересует прежде всего маршрутная сеть «Самары» и ее лучшие самолеты (Ту-154). В том числе «Аэрофлот» не исключает варианта и покупки всей компании целиком, если это окажется экономически выгодным.

Аналитики считают поглощение «Аэрофлотом» «Самары» вполне вероятным и логичным. Алексей Зайцев из ИК «Проспект» напоминает, что «Аэрофлот» собрался в нынешнем году на 30% увеличить перевозки на внутренних рейсах, однако эти планы сдерживает дефицит воздушных судов. «Покупка «Самары» позволит решить эту проблему и повысить эффективность перевозок, — говорит Зайцев. — К тому же покупка региональной авиакомпании может обойтись дешевле, нежели приобретение новых самолетов». Он оценивает стоимость контрольного пакета «Самары» в $10 млн.

Илья Хренников

Глеб Столяров

Ведомости 4 марта 2004 № 37 (1077)

Ведомости

*