Не так много времени прошло с тех пор, как электронная почта, поисковые машины, аукцион Ebay и файлообменные программы стали привычними для обычного пользователя, как заговорили о новом интернете или web 2.0. Что же представляет собой этот интернет «второго поколения»? Будний день пользователя web 2.0 мог бы выглядеть примерно так:

Перед выходом из дома он скачивает любимые подкасты на свой mp3-плейер, дабы не скучать в метро. Придя на работу и включив компьютер, он первым делом читает RSS-потоки, на которые подписался, чтобы узнать о новостях в мире и любимых блогах.

Свою электронную почту он уже давным-давно не сортирует по старомодным папкам, а использует поисковую функцию gmail. Его интернет-закладки («Избранное») лежат не в браузере, а на странице сервиса социальных закладок del.icio.us. Так он, во-первых, может их найти с любого компьютера, а во-вторых, поделиться своими интернет-находками с другими людьми. Для составления документов ему больше не нужен старый Word, теперь он это может сделать в интернете при помощи текстового редактора Writely.

Теперь еще и браузер

Коллекция современного пользователя пополнилась еще одним инструментом. Теперь для работы со всеми любимыми «фичами» ему не нужно будет открывать десятки страниц. Новый браузер Flock, который, правда, пока полон ошибок в программировании, объединяет веб-технологии нового поколения: каналы RSS, блоги, службу закладок и обмен фотографиями.

Термин появился уже более года назад

Обобщенное название для всех этих так называемых «социальных» технологий — web 2.0 – появилось уже более года назад. В октябре 2004 года этой теме была посвящена конференция, организованная авторами термина издательством O’Reilly Media и компанией MediaLive International. Термин прижился, конференция в этом году повторилась, так в чем же все-таки суть «новой версии», кроме появления множества незнакомых слов?

Активный пользователь

Главными особенностями новой разработки являются социальная составляющая и мобильность. Теперь речь идет не столько о пассивном «пользователе», принимающему выдаваемую ему информацию), сколько о «делателе», который эту информацию сам производит. А еще точнее — о коллективном продукте всех участников.

Одна из основных составляющих концепта заключается в принципе: чем больше активных участников, тем лучше результат. Этот феномен пионер web 2.0 Тим О»Рэйли называет «извлечение пользы из коллективного разума». По этому принципу функционирует, например, справочник Википедия. Так же может быть достигнуто и журналистское качество в блогах. Более быстрому и эффективному поиску качественной информации способствуют также социальные закладки на del.icio.us.

Эйфория не должна ослеплять

Подобная эйфория «демократизации» интернета уже была 10 лет назад. Однако до конкретных результатов еще далеко. К примеру, качество статей в Википедии, несмотря на 5-летнюю историю ее существования, порой бывает катастрофическим, да и в записях онлайн-дневников речь чаще идет об эмоциях, да эксгибиционизме, нежели о ценной информации.

Deutsche Welle

Немецкая волна

***