Героями нашего времени являются поисковые машины и спутниковые навигационные системы. Но давайте же не будем забывать о вечном. И искать в толпе новых Эйнштейнов и Мэрилин Монро. Газета taz открывает секрет успеха поисковой машины Google: ее крупнейшая и лучше всего обслуживаемая в мире компьютерная сеть из более 100 тысяч собственных серверов. Там сохранена каждая страница, которую сетевые пауки находят в Интернете.

«Компьютерная программа Google способна в автоматическом режиме управлять компьютерными сетями почти любого размера, распределять нагрузку и самостоятельно исправлять ошибки, например, выход из строя компьютера», — сообщают знатоки Google.

Реальная штаб-квартира виртуальной империи

— Эта программа позволяет перерабатывать лавинообразные потоки информации. Именно из-за этой программы Google так боятся его конкуренты».   

А вот «железки», у Google, наоборот, непритязательные. «Хребет поискового гиганта образует сеть многих тысяч дешевых компьютеров, работающих на операционной системе Lunux, которая вообще ничего не стоит.

Жизнь будет замечательной

Навигация в автомобиле

Zeitung пишет по поводу запуска спутника Galileo, с которого начинается построение европейской спутниковой навигационной системы. «Мы все стали рабами техники и в восторге от этого. Знал бы Хаксли об этих технологиях, получилась бы у него другая книга. Материала бы у него было предостаточно, чего стоят одни только сбои в работе все этих технических чудес».

Обозреватель предлагает представить себе ситуации, в которых банкомат не дает денег, а очень хочется купить бананов, надо позвонить другу, но телефонная память объявила забастовку, ваш ребенок потерял свой радиомаячок, и вы приходите в ужас от невозможности найти его в толпе. Или представьте себе, продолжает автор, вы договорились о встрече, но сели батарейки вашего спутникового приемника, а название ресторана вылетело у вас из головы. Возможно, вы повстречаете тогда других неудачников, и вечер будет спасен: свободен от любимых рабских оков.

Работа для мощных умов

Дипломированные специалисты

О рабском поклонении формальным критериям в немецких университетах — дипломам, публикациям, степеням и званиям — пишет на страницах газеты Neue Zurcher Zeitung Юлиан Нида-Рюмелинг, публицист и ученый, в прошлом уполномоченный федерального канцлера Германии по культуре.

Смог бы сегодняшний Эйнштейн опубликовать свои тезисы в научном журнале? Доверили бы сегодняшнему Витгенштейну заведовать кафедрой философии — без диплома? Нет, отвечает автор статьи. «Тот, кто сегодня ищет самый сильный интеллектуальный потенциал и самый оригинальный ум, слывет пережитком прошлого, — пишет Нида-Рюмелинг. — Об этих не поддающихся количественному измерению феноменах перестают даже спорить».

Далее он приводит историю, рассказанную ему его коллегой из Гарвардского университета. Там не прошел конкурс один знающий специалист, автор массы публикаций в ведущих научных журналах. Отказали ему, пишет Нида-Рюмелин, после очень тщательного знакомства, с таким обоснованием: у него не «мощный ум». «Пора спорить о таких вопросах и в Германии», — предлагает автор статьи.

В Германии спорят о вкусах

Орсон Уэллс на съемках фильма «Гражданин Кейн»

Отделы культуры немецких газет по традиции подводят итоги уходящего года, публикуют рейтинги любимых фильмов, книг, альбомов, художников и событий. Все это очень субъективно. Один и тот же автор или фильм может оказаться в одной газете в начале списка, а в другой — в самом его конце. Даже такой статистический факт, как рекордно малое число посетителей в немецких кинотеатрах, поддается самой разнообразной интерпретации. Обозреватель газеты Frankfurter Allgemeine Zeuitung справедливо замечает: «Возможно, уходящий год был одним из самых плохих в истории новой киноистории, как это повсюду пишут — и по числу зрителей, и по кассовым сборам, и по перспективам на будущее. Но, возможно, все это не должно нас особо интересовать, потому что были фильмы, которые мы посмотрели. Переживают пусть студии, прокатчики, киновладельцы. Нам, зрителям, грех жаловаться. Потому что мы помним, что в этом году мы посмотрели…»

И далее автор приводит огромный список имен и фильмов: от Кристиана Петцольда и Ким Ки-Дука до «Потемкина» в сопровождении Pet Shop Boys и ретроспективы фильмов Орсона Уэллса в Локарно — лучшей из всех фестивальных рестроспектив года.

О музах не спорят

О фильме Вуди Алена «Мэтчпойнт», где Скарлет Йоханссон предстает как архетип трагической красавицы, выписанный с удивительно тонким психологическим подтекстом, написали абсолютно все немецкие газеты. Кинокритик газеты Frankfurter Rundschau полагает, что после этой роли Йоханссон вполне может стать Мэрилин Монро нашего времени. 1 января 2006 года фильм выходит и в российский прокат.

Deutsche Welle

30.12.2005

Немецкая волна

***