В преддверии Нового года зададимся вопросом «Готовы ли мы, жители Самары, к жилищно-коммунальной реформе?». Для большинства ответ очевиден – «нет, не готовы». Так же очевидна и необходимость отложить вступление в силу отдельных положений Жилищного кодекса РФ до 1 марта 2007 года.

Одной из основных проблем, возникших после вступления в силу Жилищного кодекса, специалисты называют отсутствие нормативной базы, необходимой для применения на практике положений кодекса. Речь идет о порядке определения размера платы за коммунальные услуги, о порядке изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения при выполнении услуг ненадлежащего качества, и о нормативах потребления коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан. Как показала практика, во исполнение нового жилищного кодекса на федеральном уровне необходимо разработать и принять более 20 нормативных актов.

Немного статистики: по сравнению с соответствующим периодом 2004 года стоимость жилищно-коммунальных услуг для населения Самары (в расчете на 1 человека) возросла: по газу на — 59 %, жилищным услугам — на 32 %, водоснабжению — на 70, отоплению — на 30%.

Когда «низы» не хотят…

Нельзя не отметить также и слабую информированность населения о целях и задачах жилищно-коммунальной реформы и как следствие пассивность собственников жилья в выборе способа управления жильем, в частности, в создании товариществ собственников жилья (ТСЖ).

Особенно много неясных моментов в отношении управления многоквартирными домами. Хотя известно, что, если до 1 марта 2006 года собственники жилого помещения не выберут способ управления домом, то открытый конкурс по выбору управляющей компании будет проводить орган местного самоуправления. При этом порядок проведения такого конкурса правительством РФ до сих пор не определен.

Впрочем, даже если вы проявили активность, проблем не избежать. Жильцы многоквартирных домов, решившие в соответствие с Жилищным кодексом создать ТСЖ, сталкиваются с необходимостью регистрации общего имущества дома, в том числе и земельного участка, на котором находиться здание. И выясняется, что процедура оформления права собственности на землю достаточно трудоемкая и дорогостоящая и оплачивается заявителем, то есть ТСЖ. Кроме того, в большинстве муниципальных образований инвентаризация земельных участков до сих пор не проведена.

Еще одним серьезным препятствием для перехода жилищно-коммунальной сферы на рыночные отношения является удручающее состояние жилищного фонда. Капитальный ремонт во многих самарских многоэтажках способен обанкротить любую управляющую компанию. Решать данный вопрос, видимо, необходимо совместными усилиями, при государственной поддержке в рамках федеральных, региональных и муниципальных программ.

Что могут «верхи»?

Можно ли говорить о возникновении «революционной» ситуации, как это произошло в секторе льгот, в отрасли жилищно-коммунального хозяйства?

По мнению специалистов, оснований для возникновения «революционной» ситуации нет, хотя рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги вызывает немалое беспокойство у населения.

Да, меры по социальной защите малообеспеченного населения при переходе на стопроцентный тариф, поэтапно вводимый в рамках коммунальной реформы, уже принимают. При этом подчеркивается, что не следует подменять понятия экономически обоснованного тарифа и стопроцентной оплаты. Главное в тарифе — экономический расчет самоокупаемости услуг. В случае же стопроцентной оплаты непонятно, относительно какой величины нужно проводить расчеты.

В отдельных регионах пытаются играть на этом, утверждая тарифы значительно выше рассчитанного для них федерального стандарта предельных коммунальных платежей, определенного Постановлением Правительства РФ. Населению предлагают платить за услуги ЖКХ в полном объеме.

Немного статистики: По проведенным исследованиям, тарифы уже выросли с начала года в среднем почти на четверть. Практически пятая часть субъектов Российской Федерации взвинтила цены на услуги ЖКХ.

С учетом того, что социальная напряженность в обществе в связи с началом реализации закона о монетизации льгот обострилась, решено усилить отслеживание ситуации с ростом тарифов. В ближайшее время специалисты ряда федеральных структур рассмотрят состояние дел в регионах, особенно отличившихся на ниве необоснованно резкого роста стоимости коммунальных услуг. В списке проблемных уже находятся как минимум 20 территорий, установивших завышенные тарифы.

В целях социальной защиты населения запланировано расширение программы предоставления субсидий при оплате услуг, в частности увеличения их суммы для нуждающихся семей с 13,5 до 17 % — в ближайшем будущем (на это бюджетом уже израсходовано свыше 30 млрд. руб.). Кстати, законом четко установлен не размер субсидии, а максимальный предел, который привязан к заработной плате конкретного человека, что является более справедливым параметром. Семья не будет платить за услуги ЖКХ более пятой части своего совокупного дохода.

Ольга Петропавловская

*