А. Филиппенко (Азазелло): «У меня вся сила — в лысине!»
«Чудеса во время работы над «Мастером и Маргаритой» мы всячески пресекали, но они все же случались», — рассказывает Александр Филиппенко.
— ВЫ КАК-ТО сказали, что для полной коллекции злодеев вам не хватало Азазелло. Мне кажется, вы несколько приуменьшаете свои способности: вам бы Воланда сыграть.
— Было предложение и Воланда сыграть в одной театральной постановке. Но в проектах подобного рода, как фильм «Мастер и Маргарита», очень важно желание режиссера. Вот Бортко захотел видеть Филиппенко в роли Азазелло и предложил эту роль мне. Кстати, на Патриарших прудах предложил. Я живу недалеко от «булгаковских мест» и часто вожу туда знакомых немосквичей, приводя им во время прогулки цитаты из «Мастера». И вот в один теплый зимний вечер параллельно со мной также по бульвару ходила группа людей, в центре которой шел высокий плотный господин и указывал руками на те же самые места, что и я. Это Бортко выбирал точки для съемок. Заметил меня, подошел, представился (мы не были знакомы), сказал: «Ты уже Коровьева однажды сыграл (в невышедшей версии фильма Юрия Кары. — Ред.), может, попробуешься у меня на Азазелло?» Я, не раздумывая, конечно, согласился. Пришел домой, сразу же взял с полки томик Булгакова и вспомнил, что у Азазелло там всего лишь два полновесных игровых эпизода.
— У актеров уже есть такая легенда: со всеми, кто свяжется с «Мастером и Маргаритой», начинают происходить необъяснимые явления.
— Чудеса были до съемок. Как раз тогда, когда я поехал в Питер на пробы. И там потерял паспорт, а нам с Абдуловым надо было срочно вылетать в Москву. Мне выдали билет по удостоверению. Но в канун старого Нового года раздался звонок из Питера. Это был Миша Боярский, который радостно спросил: «Молодой человек, вы паспорт не теряли?» Оказалось, что я выронил документ где-то в магазине. Работники паспорт подобрали и передали Боярскому со словами: «Вот, видимо, ваш коллега потерял». На съемках же Бортко категорически запрещал нам даже думать о мистике и пресекал все наши разговоры об этом.
— Последнее время вам почему-то пытаются прикрыть париком вашу гордость — лысину.
— Ну, в «Мастере и Маргарите» не парик, а так, легкая накладочка. Конечно, у меня вся сила в лысине. Но надо экспериментировать. У Юрия Коваля есть такая книжка: «Опасайтесь лысых и усатых». Говорят, что лысые и рыжие — самые умные люди!
— Зритель может не простить вам ваших киносериальных экспериментов. Ведь вы сами говорили, что для вас важен уровень вашего рейтинга.
— В рейтинги я не верю. Я говорил о степени ответственности за свою роль. Вспоминаю, как Михаил Ульянов снялся в кино у одного своего знакомого. Картина не очень получилась. Ульянову зрители даже письма писали. Он очень переживал. И мне после этого говорил: «Саша, следи, пожалуйста, за тем, у кого снимаешься и что играешь». Зритель очень тонко чувствует. Кому-то все прощает, а кому-то нет. У меня слишком серьезных ошибок не было. Важно не обмануть своего зрителя, но и быть свободным в творчестве. Слышал такую формулу: «Свобода в том, чтобы ездить туда, куда я хочу, и работать столько, сколько я хочу, и с теми, с кем хочу». Исходя из этого, ты себя загружаешь, гонишь, зато потом знаешь, что сможешь выключить телефон из розетки, а мобильный у меня всегда выключен, я не люблю его. Когда захочу, я его включу. Когда надо — найдут.
Как летала Маргарита
В ДЕСЯТИ сериях «Мастера и Маргариты» на долю спецэффектов приходится больше трех часов. Самыми сложными, по признанию артистов и специалистов из компьютерных фирм, стали сцены бала у Воланда и кот Бегемот.
Котов в фильме оказалось три. В некоторых сценах Бегемота играл дрессированный барсик из Театра кошек Юрия Куклачева, в других случаях на экране появляется актер, одетый в специальный костюм, на крупных и средних планах задействовали электронную говорящую маску.
Согласно роману, на балу Воланд испытывает Маргариту. Бортко решил не облегчать жизнь актрисе Ковальчук, поэтому Анну облачили в железный корсет весом в 16 кг и железные корону и туфли, которые тоже весили по несколько килограммов. В корсете, как признается актриса, она могла лишь стоять или лежать, а корона и туфли оставили на теле глубокие шрамы. Над сценой бала компьютерщики потрудились очень продуктивно. Превращение скелетов в живых гостей, языки пламени, пробивающиеся сквозь пол, на котором танцуют пары, — их рук дело.
Современные технологии помогли Ковальчук — Маргарите и Абдулову — Коровьеву летать. На самом деле актеры висели на специальных тросах и качелях, которые затем «стерли» на компьютере.
В эффектной сцене скачек на живую лошадь согласился сесть лишь Александр Абдулов, который потом об этом пожалел. Животное так устало от съемок в пустом павильоне, что в конце концов перестало слушать команды. Поэтому Александр Филиппенко и прочие члены свиты Воланда не стали рисковать и летали галопом… на табуретках. А инженеры-компьютерщики превратили табуретки в коней.
«Мы начали читать и думать»
СЕРИАЛ «Мастер и Маргарита» сегодня обсуждают везде.
Любовь. Наконец-то начинается новая «эпоха» в мире сериалов. «Не перевелись на Руси» настоящие, умные, любящие и понимающие нашу русскую литературу режиссеры. Может быть, это начало возрождения нашей духовности в обществе? Ведь стали читать Достоевского, Булгакова, и не просто читать, а думать, думать!
Хайдук. За что могу сказать огромное спасибо телеканалу — ФИЛЬМ ИДЕТ БЕЗ РЕКЛАМЫ… Я от этого получаю огромное удовольствие.
Ден. Не, ребята, разве ж это кот?.. Басилашвили в фильме смотрится как памятник самому себе. Диавол должон быть попрытче. Безруков потряс своим овечьим взором. Разве Иисус смотрел на мучителей своих такими глазами затравленной собаки? Прокуратор — Лавров слишком советский актер. Как сыграл Ленина… Не игемон, а гегемон ему больше подходит.
Зануда. «Собачье сердце», затем (!!!) «Идиот» . Сегодня — «Мастер и Маргарита». Это — в условиях процесса всеобщей «быдлодизации», который становится все более агрессивным, при отсутствии финансовой поддержки со стороны государства. Дай бог Бортко сил, он молодец, что прививает вкус к нашей настоящей литературе. А то, глядишь, через несколько лет на TВ одни турецкие с сашами белыми будут прыгать.
Особое мнение
СЕКРЕТАРЬ по взаимоотношениям Церкви и общества Отдела внешних церковных связей Московского патриархата иерей Михаил ДУДКО:
— Мы знаем четыре Евангелия, написанных очевидцами жизни Иисуса Христа. Но роман, который пишет у Булгакова Мастер, — пятое Евангелие. Причем написанное от лица Воланда, то есть с точки зрения сатаны. Поэтому я с особенным вниманием смотрю часть, посвященную Понтию Пилату и Иешуа, и с грустью могу констатировать, что религиозная составляющая «Мастера и Маргариты» в телеверсии практически ушла. Осторожность автора экранизации понятна. Он осознавал, что именно за эти сцены его могут подвергнуть самой жестокой критике. Хотя факт появления киноверсии «Мастера и Маргариты» я оценил бы позитивно. Надеюсь, по окончании трансляции многие люди возьмут в руки не только роман Булгакова, но и Евангелие — книгу, которая на самом деле никого не может оставить равнодушным.
Валентина ОБЕРЕМКО
***