овет Федерации РФ 27 декабря 2005 года одобрил принятый 22 декабря Государственной Думой РФ проект Федерального Закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий», касающийся, в частности, передачи большинства полномочий и обязанностей по управлению лесами и проведению экологических экспертиз регионального уровня субъектам РФ.

Как сообщили 29 декабря 2005 года корреспонденту в пресс-службе Гринпис России, по мнению экспертов Гринпис России Алексея Ярошенко и Михаила Крейндлина, принятие закона означает, что вертикаль власти, которую Министерство природных ресурсов выстраивало на протяжении последних пяти с половиной лет, рухнула и неизвестно смогут ли регионы создать на этих обломках что-либо лучшее.

В целом, как отмечают эксперты, передача функций управления лесами субъектам федерации в мировой практике является делом обычным, но чтобы такая система работала, необходима, прежде всего, заинтересованность самих регионов в эффективном управлении лесами, которую новый закон не обеспечивает, потому что все средства на управление лесами будут проходить через федеральный бюджет и распределяться в виде так называемых целевых субвенций, и то, какую сумму регион получит на развитие лесного хозяйства, никак не будет зависеть от эффективности управления лесами. «Подобная модель организации и финансирования хозяйства уже была опробована год назад на так называемых сельских лесах (лесах бывших совхозов и колхозов), и уже доказала на практике свою непригодность», — считает руководитель лесной программы Гринпис России Алексей Ярошенко.

Кроме того, подчеркнули эксперты, пока не понятно, каков будет сам порядок передачи регионам лесов и органов управления ими, так как на сегодняшний день не разработаны даже проекты всех необходимых нормативов. По мнению экспертов, на их подготовку необходимо не менее полугода, а иногда и больше. Это означает, что если новый закон вступит в силу с момента опубликования, лесное хозяйство России в течение всего следующего года будет находиться в состоянии полного хаоса, считают они.

Также, по мнению экспертов Гринпис, не менее плачевными будут последствия и другого решения — передать субъектам все полномочия по организации и проведению государственной экологической экспертизы регионального уровня. Региональные органы исполнительной власти в большинстве случаев тесно вовлечены в проекты, связанные с использованием природных ресурсов, отметили они, и зачастую реализация этих проектов оказывается для руководителей субъектов гораздо более важной, чем их экологическая безопасность. Поэтому органы государственной экологической экспертизы, попав в зависимость от региональных властей, будут делать все возможное, чтобы осуществлению этих проектов не мешать. «Конечно, территориальные органы Росприроднадзора и Ростехнадзора тоже не отличались особой принципиальностью, — заявил эксперт лесной программы Гринпис Михаил Крейндлин, — но они хотя бы экономически и административно не зависели от губернаторов. С введением же нового закона о независимой экологической экспертизе можно будет забыть окончательно».

22:12 29.12.2005

ИА REGNUM

*