Бюджет с прицелом на три года
Чем бюджет 2006 года отличается от предыдущих, поможет ли он решить наши застарелые «болезни», удастся ли поднять благосостояние россиян?
На вопросы «РГ» отвечает председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам Юрий Васильев.
Российская газета | Так как же будет расти зарплата бюджетников в новом году?
Юрий Васильев | Вы знаете, что к 2008 году заработную плату работников бюджетной сферы планируется поднять в 1,5 раза в реальном выражении. При этом с 1 мая 2006 года она должна увеличиться на 15 процентов, а с 1 октября — еще на 11 процентов, с тем чтобы итоговое повышение за 2006 год составило не менее 27,65 процента.
РГ | И каковы особенности нового бюджета?
Васильев | Впервые федеральный бюджет сформирован в рамках трехлетнего бюджетного планирования на 2006-2008 годы, что является первым реальным шагом к повышению качества и точности его показателей, эффективности управления государственными финансами. По существу это дает возможность решить во взаимной увязке проблемы сдерживания уровня инфляции, обеспечения экономического роста, проведения социальных реформ и повышения реального уровня жизни населения. Спланировать условия стабильной работы как для бизнеса, так и для органов государственного управления.
Удалось добиться максимального приближения параметров бюджета к реальным оценкам и значительно увеличить по сравнению с 2005 годом доходы (на 598 млрд. рублей) и расходы — на 322 млрд. рублей. Увеличение расходов предлагается прежде всего направить на реализацию приоритетных национальных проектов — здоровье и образование, строительство жилья и развитие агропромышленного комплекса, а также на строительство дорог.
Кроме того, впервые в составе расходов федерального бюджета образован Инвестиционный фонд в объеме 70 млрд. рублей, средства которого будут направлены на реализацию совместно с частными инвесторами особо значимых инвестиционных и инновационных проектов.
РГ | Как раз это новшество и вызывает немало вопросов. Хотелось бы знать, как будут распределяться средства из этого фонда.
Васильев | Недавно мы получили утвержденное правительством Положение об Инвестиционном фонде, вступающее в силу с 1 января 2006 года. Оно определяет порядок формирования фонда, формы, механизмы и условия предоставления государственной поддержки. Она может осуществляться как в форме софинансирования на договорных условиях инвестиционного проекта с оформлением прав собственности РФ, так и направления средств в уставные капиталы юридических лиц. Минимальная стоимость инвестиционного проекта, установленная для получения государственной поддержки, составляет 5 млрд. рублей. Отбор проектов будет проходить в два этапа. На первом — работу проводит министерство экономического развития и торговли. На втором — формируется правительственная комиссия по инвестиционным проектам.
РГ | Как депутаты намерены контролировать денежные потоки в новом бюджете?
Васильев | Мы будем требовать, чтобы нам направляли все рассматриваемые в правительстве инвестиционные проекты до принятия решений об их финансировании из Инвестиционного фонда.
Кроме того, Госдума будет отслеживать ситуацию на стройках и объектах, финансируемых за счет государственных вложений и предусмотренных Федеральной адресной инвестиционной программой на 2006 год. Под контролем думцев и разработки комплекса мер, направленных на снижение уровня инфляции к 2008 году до 5-6 процентов. В зоне внимания депутатов — и проведение инвентаризации объектов незавершенного строительства, и ряда федеральных целевых программ. К примеру, вызывает немало вопросов программа о сокращении различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации и «Юга России».
РГ | Всегда самым слабым звеном в предыдущих бюджетах было положение о межбюджетных отношениях. Как решается эта проблема?
Васильев | Предусмотрено снижение доли налоговых поступлений регионов в федеральный бюджет — с 47 процентов в этом году до 43,4 процента в следующем. В целом же расходы на 2006 год по разделу «Межбюджетные трансферты» определены в объеме 1431,8 млрд. рублей. Традиционно основу раздела составляют пять фондов оказания финансовой помощи регионам. Основным является Фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации (228,2 млрд. рублей, что на 38,3 млрд. рублей больше, чем предусмотрено в бюджете 2005 года). А Федеральный фонд софинансирования социальных расходов составит 26,2 млрд. рублей и превысит уровень этого года на 3 процента. Основные средства этого фонда будут направлены в основном труженикам тыла и реабилитированным лицам.
Хочу также сказать, что на днях Госдума одобрила важный законопроект «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования межбюджетных отношений и федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления». Законом устанавливается порядок замены дотаций из фондов дифференцированными нормативами отчислений от федеральных и региональных налогов в соответствующие местные бюджеты. Определен порядок предоставления субвенций из местных бюджетов в бюджет субъекта Российской Федерации, которые должны применяться в переходный период с 2006 до 2008 года. Все это позволит безболезненно вступить в силу закону о местном самоуправлении с января 2006 года.
комментарий
Андрей Нещадин, заместитель директора экспертного института при РСПП:
— В целом бюджет-2006 способен стабилизировать российскую экономику. Но в половинчатом решении остался вопрос со Стабилизационным фондом, потому что так и непонятно, как мы его будем хранить: в государственных, зарубежных ценных бумагах или как-то иначе.
А ведь деньги должны работать — делать деньги. Они обязаны приносить дивиденды. У нас же Стабилизационный фонд получается не защищенным от инфляции и в результате тает, как снег.
Что касается направленности на реализацию президентских программ, то возможности для этого в бюджете заложены. Однако это еще не значит, что их используют эффективно. Ведь что такое бюджет? Это фактически оплата государством услуг, которые вам предоставляют. Однако организации, которые предоставляют эти услуги потребителю, заинтересованы в том, чтобы себестоимость их была как можно ниже. И сколько денег им не дай, они свои интересы все равно будут соблюдать. Возьмем, например, образование. Учителям повысят зарплату. Это, безусловно, сделает их рабочие места более привлекательными, они перестанут отпугивать людей. А вот повысится ли автоматически от этого качество образования? Думаю, нет.
Евсей Гурвич, руководитель экономической экспертной группы:
— Я считаю, что бюджет достаточно хорошо сбалансирован: с одной стороны, в нем удалось совместить макроэкономическую стабильность и максимальное использование доходов.
Единственная проблема, на мой взгляд, заключается в будущих дополнительных доходах. Скорее всего, в 2006 году ВВП и цена на нефть могут оказаться несколько выше прогнозируемых. Из-за этого появятся дополнительные доходы. С одной стороны, это хорошо, но с другой — тогда опять, как и в 2005 году, не удастся обойтись без дополнений к бюджету. Но тут беда в том, что дополнительные доходы распределяются не так тщательно, как первоначальный бюджет, который проходит массу чтений и слушаний. А при распределении дополнительных доходов деньги, как показывает практика, распыляются, уходя мимо главных приоритетов. Лучше, чтобы ожидаемые дополнительные доходы распределялись заранее.
«Российская газета» №294 (3963), 29.12.05
*